- Отец Самано, будучи гражданином Ирака, не могли бы вы рассказать, какие христианские Церкви есть в Ираке, где большинство населения исповедует ислам?
- В Ираке много различных христианских Церквей. В первую очередь это наша Ассирийская Церковь Востока (АЦВ), кроме того, есть униатская Халдейская Церковь, Армянская Церковь, ряд протестантских деноминаций. Всего в Ираке, где живет 23 миллиона человек, около 1 миллиона христиан.
- Существуют ли в Ираке конфликты между христианами и мусульманами?
- В целом отношения между христианами и мусульманами у нас хорошие. Раньше конфликты были, сейчас христиан даже уважают. Проявления мусульманского экстремизма единичны, в основном они встречаются на территории Северного Ирака.
Саддам Хусейн не допускает разжигания экстремистских настроений. В Ираке сейчас установлен светский националистический режим.
- Как бы вы охарактеризовали политику Саддама Хусейна в области религии?
- Правящая партия "Баас" проводит политику религиозного плюрализма. Все религиозные общины Ирака поддерживаются государством. Существует даже специальное министерство, которое ведает делами религий. Правительство, например, оказывает помощь при строительстве храмов, причем не только мусульманских или христианских, но и других религий.
Проблемы могут возникать только из-за того, что ассирийцев в Ираке официально не признают как нацию. Мы же считаем себя отдельным народом, со своими корнями и традициями.
- Насколько, с вашей точки зрения, велика вероятность войны между Америкой и Ираком?
- Конечно, этот вопрос надо адресовать политикам. Но у всех иракцев есть ощущение, что война неизбежна. Со стопроцентной уверенностью я могу сказать, что война будет.
И начнется она не из-за того, что в Ираке якобы существует ядерное оружие, а потому, что таково желание США. И желание это, на мой взгляд, не очень аргументировано, по крайней мере нам оно непонятно. Наша страна сотрудничает с международными организациями и делает все возможное, чтобы избежать войны.
- О предстоящей войне говорят, что это война между христианами и мусульманами, что Америка мстит за 11 сентября...
- На мой взгляд, это неверно. Таково скорее представление самих мусульман. И это, безусловно, отражается на иракских христианах, поскольку в исламе находятся экстремистские силы, которые хотят представить войну как новый крестовый поход. И, естественно, христианское меньшинство, которое живет там, испытывает дискомфорт, поскольку на него начинают смотреть, как на "пятую колонну".
Что касается событий в Нью-Йорке, Ирак не имеет к ним вообще никакого отношения. Никто до сих пор не нашел этому никаких подтверждений.
Политические амбиции США не имеют оснований. Американцы говорили, что в Ираке есть атомные бомбы, но их не нашли.
А сейчас говорят, что даже если бомбу не найдут, то все равно будут бомбить, так как им не нравится Саддам Хусейн. Америка заявляет, что хочет построить "Новый Восток". Мы не понимаем, что имеется в виду.
- И тем не менее у американцев христианский менталитет. Не означает ли это, что США в ходе боевых действий постараются наносить точечные удары, чтобы уменьшить потери мирного населения, в том числе и христианского?
- Не думаю, что Америка будет выбирать, кого бомбить больше, а кого меньше. Не уверен, что это вообще возможно. В случае удара пострадают и мусульмане, и христиане. При этом христиане даже пострадают сильнее, потому что их в процентном отношении меньше. Кроме того, США никогда ничего не делали для иракских христиан. Они помогали только мусульманам и оппозиционным курдам. Например, с американской помощью курды получили автономию. США только разрушали единство нашего народа.
- Как Ирак готовится к войне?
- Мы ничем не можем защитить себя, поскольку Ирак не в силах воевать против всего мира. Люди боятся. Уже сейчас все, кто может, уезжают, особенно христиане. Многие едут в Америку, Австралию, Европу. В случае войны иммиграция обязательно усилится.
- Когда храм Ассирийской Церкви появился в Москве?
- Основная масса ассирийцев появилась в России во время Первой мировой войны. Их расселили маленькими группами по городам России, Белоруссии, Украины. К ним относились, как к сербам, и даже называли "сирийскими черногорцами". После революции 1917 года, когда закрылись границы Советского Союза, связь с нашей Церковью была потеряна. Постепенно умерли все священники и дьяконы, а рукополагать новых было некому.
С наступлением "перестройки" в СССР наша Церковь начала возрождаться. В 1998 году мы смогли построить свой храм в Москве. До меня здесь служили мой однофамилец отец Одишо и отец Исхак Йосеп, теперь он епископ Северного Ирака и стран СНГ.
- У вас есть еще приходы в России и СНГ?
- Кроме Москвы есть еще две общины - в Краснодаре и Ростове-на-Дону. Три месяца назад в Армению был послан наш священник. Наши прихожане - это только ассирийцы, хотя двери открыты для всех. Сколько их, сказать сложно. По праздникам в храм приходит 200-250 человек.
- Где живут ассирийцы сегодня?
- Ассирийцы живут по всему миру: в Америке, Австралии, Европе, Иране, Ливане и Сирии. Большая часть проживает в Ираке. При этом в силу исторических причин Патриарх АЦВ живет в США.
- Каков статус АЦВ в России? Это миссия или национальная Церковь?
- Мы считаем себя национальной Церковью для ассирийцев. Наша проповедь обращена только к тем ассирийцам, которые хотят вернуться в лоно своей Церкви. Но мы не миссия. АЦВ отказалась от своей миссионерской роли уже несколько веков назад. Это принципиальная и сознательная позиция, так как сам ассирийский народ очень сильно пострадал от миссионеров. В XIX веке среди ассирийцев проповедовали католики, православные, немецкие лютеране, пресвитериане и многие другие. В результате сегодня наш народ не только рассыпан по всему миру, но и принадлежит к разным Церквам. Например, большая часть ассирийцев в США - пресвитериане. Есть ассирийцы пятидесятники, баптисты, православные, католики, лютеране и т.д. Поэтому мы принципиально против миссионерства и прозелитизма.
- В 1898 году к Русской Православной Церкви присоединились 8 тысяч ассирийцев. Находите ли вы общий язык с РПЦ сейчас?
- У нас очень хорошие взаимоотношения. Первый камень московского храма был заложен епископом Ирака вместе с представителями Московского Патриархата.
Мы, наверное, единственная Церковь, у которой нет взаимных претензий с РПЦ. Русская Церковь нам близка, потому что это традиционная Апостольская Церковь. В этом смысле она нам ближе, чем, скажем, ассирийская лютеранская Церковь, у которой нет апостольского преемства. У нас много общих святых. По сути, мы такие же православные.
Что касается унии с Русской Православной Церковью, то ее больше не будет. Вопрос унии сейчас не стоит, поскольку мы считаем себя такой же Православной Церковью, как и Русская. Сто лет назад к РПЦ могли присоединиться все ассирийцы, но этого не произошло. Уния не получила развития, поскольку было нарушено основное условие: ассирийцы должны были присоединиться к РПЦ, сохранив свой обряд, вероучение, язык, а не переходить из одной Церкви в другую. Это обещание не было сдержано, и практически все ассирийцы вернулись в свою традицию.
Сейчас остались отдельные общины ассирийцев, которые считают себя русскими православными, например две маленькие церкви в Багдаде. При этом АЦВ всегда готова к богословскому диалогу с православными.