0
1124
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

05.03.2003 00:00:00

Евросоюз отрекается от Бога

Протоиерей Всеволод

Об авторе: Протоиерей Всеволод Чаплин - заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, сомодератор комиссии "Церковь и общество" Конференции Европейских Церквей.

Тэги: евросоюз, конституция, религия


Структуры Европейского союза завершают работу над проектом нового Конституционного договора, который многие уже называют практически официально общеевропейской Конституцией. Этот документ, чье принятие в середине года практически предопределено, вскоре станет основой деятельности институций ЕС и верховной нормой права для каждой входящей в него страны. К сожалению, в России процесс разработки Евроконституции не привлек большого внимания - нам, мол, до вступления в Евросоюз далеко.

Однако эта проблема имеет прямое отношение к Русской Православной Церкви, имеющей сотни приходов и миллионы верующих в странах, уже являющихся членами ЕС или ожидающих принятия туда в 2004 году (прежде всего речь идет о Латвии, Литве, Эстонии).

Наша Церковь неоднократно делала официальные заявления по вопросам законодательства Евросоюза. В частности, она наряду с Ватиканом, Элладской Православной Церковью, многими другими религиозными общинами Европы подвергла критике отказ включить упоминание религиозных ценностей в Хартию фундаментальных прав, принятую ЕС в 2000 году.

Разработка Конституционного договора вызвала новый всплеск активности Церквей. 18 декабря прошлого года в Конвент, которому поручено составление проекта Евроконституции, было направлено письмо, отражающее взгляд практически всех Церквей Европы - Православных, Католической и Протестантских. Их совместная позиция была выражена через Комиссию "Церковь и общество" Конференции Европейских Церквей и Комиссию католических епископских конференций стран ЕС.

Среди прочего документ призвал закрепить в Евроконституции "уважение к внутригосударственному правовому статусу Церквей, религиозных общин и неконфессиональных организаций" в соответствии с Декларацией # 11, прилагаемой к Амстердамскому договору 1997 года. Подобное положение давало бы надежную защиту многообразию моделей церковно-государственных отношений в Европе, в частности статусу государственных и национальных Церквей, что особенно актуально для католиков, лютеран, англикан и значительной части православных. В развитие этого положения была предложена и следующая формулировка: "Союз будет с уважением относиться к национальной самобытности своих государств-членов, включая помимо прочего их основополагающие структуры и существенные функции, в особенности их политический и конституционный строй, юридический статус Церквей, религиозных общин и неконфессиональных организаций". Помимо этого к властным институтам ЕС обращался призыв поддерживать структурный диалог с Церквами и религиозными общинами. Наконец, в осторожной форме предлагалось зафиксировать в преамбуле Евроконституции уважение к ценностям религиозного наследия (наравне с гуманистическими), а также ответственность человека перед Богом (наряду с другими источниками человеческой ответственности).

В самостоятельных заявлениях многие Церкви заняли еще более решительную позицию. Так, Ватикан многократно призывал упомянуть в Евроконституции ссылку на Бога (подобные ссылки, кстати, наличествуют в конституциях Германии, Польши и многих других стран континента).

23 января этого года Архиепископ Афинский и всей Эллады Христодул направил письмо президенту Греции Костасу Симитису (Греция сейчас председательствует в ЕС). В письме говорилось: "Мы считаем, что европейская культура была сформирована и утверждена с прибытием святого апостола Павла в Македонию - событием, которое, как мы считаем, стало первым плодом современной европейской цивилизации. Культурная идентичность Европы, с одной стороны, выражена общими культурными корнями и духовными началами ее народов, а с другой - уважением к уникальности и идентичности каждого государства и каждого народа. Европейская цивилизация и культура - это греко-римский дух и христианский этос".

14 февраля, в момент, когда началось обсуждение проекта первых 16 статей Конституционного договора, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, направил председателю Конвента Валери Жискар д"Эстену открытое письмо, в котором говорилось: "Европа, отрекающаяся от религии... не сможет стать Отечеством для многих населяющих ее людей. Мало того, она будет вызывать у них отторжение. Тем более что никто пока не постарался внятно объяснить, что служит причиной активного нежелания допустить даже символическое присутствие христианских ценностей в договоре. Конечно, ценности, закрепляемые в проекте договора, - человеческое достоинство, свобода, верховенство закона, терпимость, справедливость, солидарность - не чужды христианской нравственности. Впрочем... история знает, как часто эти ценности эксплуатировались для утверждения тирании, для манипуляции человеческим сознанием, для оправдания различных пороков и так далее┘ Перечень ценностей, включенных в проект Конституционного договора, создает дисбаланс в сторону ценностей антропоцентрического гуманизма по отношению к ценностям религиозным и национально-культурным.

Вера... культурно-национальная самоидентификация личности и понятие Отечества для многих людей значат не меньше, чем житейское благополучие... и сама земная жизнь. Вот почему религиозные и культурно-национальные ценности, особенно в случаях различных конфликтов, должны защищаться законом не меньше, чем ценности жизни, свободы, человеческого достоинства и тем более ценности материального, экономического порядка".

В опубликованных к сему моменту 33 статьях проекта Конституционного договора не содержится ни ссылок на религиозные ценности, ни намерения уважать особый статус религиозных объединений в разных странах. Значительное число членов Конвента, в основном депутаты, представляющие там национальные парламенты, внесли поправки, созвучные позиции европейских Церквей.

В ответ на это некоторые другие члены Конвента начали вносить поправки, требующие утвердить в Евроконституции принцип отделения Церкви от государства (пока он в проект не включен). Более того, 26 февраля 2003 года три участника Конвента и 163 члена Европейского парламента (главным образом социал-демократы) подписали жесткое обращение, которое обвиняет Ватикан в "проведении кампании" и призывает исключить упоминание какой-либо религии или веры в тексте Евроконституции. Подписанты настаивают на светскости государственного устройства.

Исход борьбы за "религиозные поправки" пока неясен. Проект Евроконституции в июне этого года должен поступить на рассмотрение глав государств - членов ЕС, которые и дадут единому Основному закону путевку в жизнь. Нетрудно предположить, что на этом этапе Франция жестко потребует "убрать религию" под угрозой блокирования всего процесса. Именно это произошло в период разработки и принятия Хартии фундаментальных прав, когда позицию Парижа не смогли переломить даже ближайшие партнеры - немцы. Зная это, руководители Конвента наверняка попытаются найти компромисс.

Одним из его вариантов, по мнению вице-президента Конвента Джулиано Амато, может стать подчеркнутое исключение вопросов регулирования церковно-государственных отношений из компетенции Евросоюза. Однако в этом случае сохранится опасность вмешательства во внутренние дела государств и религиозных организаций под видом, например, борьбы с дискриминацией: будь то недопуск женщин на Афон или отказ принимать на работу в приход мужчину, "женатого" на другом мужчине.

В любом случае споры вокруг места религии в общеевропейском законодательстве вряд ли будут легкими. И если одна сторона - верующие люди - приводят в своих обращениях массу разнородной аргументации, то сторонники laicite (светскости) обычно ограничиваются идеологическими клише 60-х годов, а иногда и просто безапелляционным "нет". Столь жесткий подход сторонников плюрализма и свободы личности ставит под вопрос демократический характер новой "общеевропейской" политики.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
1085
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1133
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
503
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
738

Другие новости