Стремление некоторых политиков узаконить привилегированное положение Московского Патриархата не угасает. Депутат Сергей Глазьев внес на рассмотрение Думы проект закона "О социальном партнерстве государства и религиозных организаций в целях сохранения национальных духовных традиций и обеспечения социальной защиты населения России". Авторы проекта используют понятие "традиционные", но уже не религии, а организации. К этим "традиционным религиозным организациям" причисляются Русская Православная Церковь, ислам и буддизм. Это при том, что по крайней мере две последние - не организации, а вероисповедания, да и Русская Православная Церковь имеет много ветвей. Заметим, что по сравнению с законом о свободе совести и о религиозных объединениях из перечня исчезли иудаизм и христианство в целом.
До недавнего времени понятие "традиционные религии" применялось в основном этнографами и обозначало, как правило, языческие верования, сохранившиеся у данного народа. Сегодня оно приобрело политическое измерение. Заместитель председателя комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ Андрей Себенцов, признавая, что "традиционные религии" не юридический термин, утверждает, что список этих религий был составлен еще святым князем Владимиром. Однако в том списке не было буддистов, зато были католики. И вообще довольно странно считать отвергнутые святым Владимиром религии "традиционными" для Руси. Не говоря уже о том, что Киевская Русь и Российская Федерация - не одно и то же. Роль, которую сыграло православие в период феодальной раздробленности, не столь значима за пределами Древней Руси - на Кавказе, в Сибири и в Поволжье.
Термин "издревле существующие на территории государства", предложенный С.Глазьевым в пояснительной записке, еще более расплывчат. "Издревле" - это как давно? Мусульмане стали подданными русского царя в XVI в., первые армянские общины появились в Российской империи при Петре Великом, так же как общины иудеев, лютеран и католиков. О старообрядцах и говорить нечего - история просто требует отнести их к исконным вероисповеданиям России.
"Традиционной" в проекте называется религиозная организация, "сохраняющая и развивающая в своей деятельности исторические и духовные традиции народов Российской Федерации". Но такую формулировку тем более нельзя считать юридическим термином, поскольку она не содержит никаких четких критериев. Лидер Всероссийской великодержавной партии Александр Чуев в законопроекте "О традиционных религиозных организациях РФ" дал более функциональную формулировку: традиционные организации - это те, которые централизованы, существуют не менее 50 лет и насчитывают не менее 1 млн. приверженцев. Хотя здесь критерии присутствуют, но они априорно ориентированы на порождение межрелигиозных конфликтов. Далеко не все религиозные структуры строятся по принципу централизации. Не у всех религиозных структур есть центр в России. Зачастую отсутствуют статистические данные о числе приверженцев каждого конкретного вероисповедания. И самое главное - 50 лет назад, т.е. в советскую эпоху, только незначительная часть религиозных организаций смогла получить юридический статус, а некоторые из них просто были гонимы. Не пора ли перестать лукавить и официально объявить православие государственной религией?
Впрочем, и такое решение не спасло бы страну от возможных религиозных конфликтов. Православие отнюдь не однородно, и далеко не все его ветви находятся в общении с Московским Патриархатом. РПЦ никак не может представлять их интересы. И, кстати, всегда ли при подсчете российских православных учитывается, что не все они принадлежат к МП? В числе православных оказываются старообрядцы, "зарубежники", "катакомбники" и "истинно православные", у которых свои иерархические структуры!
Все эти противоречия набили оскомину еще в ходе дебатов по поводу Закона "О свободе совести┘". Однако в нем не было, во-первых, определения "традиционный", во-вторых, список носил открытый характер (упоминались "и другие религии"), а в-третьих, закон не давал оснований для неравенства и дискриминации вероисповеданий.