0
1988
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

20.11.2002 00:00:00

Двуликий Ильич

Тэги: ссср, брежнев, церьковь, конституция


Доживи Леонид Брежнев до наших дней, ему бы исполнилось 96 лет. Трудно сказать, как относились бы мы к нему сегодня. Может быть, продолжали над ним смеяться, рассказывая ныне позабытые анекдоты.

Но скорее всего Брежнев стал бы живым кумиром и знаменем тех, кто тоскует по прошлому и пугается дня завтрашнего. И уже не поразительно похожий внешне на дедушку внук Андрей, а сам Леонид Ильич возглавил бы партию имени самого себя.

А как бывший генсек отнесся бы теперь к религии и Церкви? Его товарищи по КПСС давно оставили свое безбожие и даже покаянно заявили о допущенных "перегибах" по отношению к верующим. Это ведь теперь коммунистам благодать: хочешь верь, хочешь нет, а раньше "за религию" партбилет надо было на стол положить.

Кстати отметим, что Брежнев по сравнению с Хрущевым почему-то пользуется большей народной любовью. По данным опросов общественного мнения, Леонид Ильич стоит на третьем месте (после Сталина и Ленина) в рейтинге выдающихся деятелей в истории СССР! Но что особенно интересно, именно в православных кругах предпочтение отдается Сталину и Брежневу, но никак не Хрущеву, хотя именно при нем народы СССР пережили "демократическую оттепель", прекратились массовые репрессии, были реабилитированы и вышли на свободу узники ГУЛАГа.

Среди бывших заключенных были и рядовые верующие, и священнослужители - монашествующие, священники и епископы (в 1956 г. 293 освобожденных приступили к церковной деятельности). Однако все они, как правило, с ужасом вспоминали не столько сталинские лагеря, сколько годы последних в истории советской власти "хрущевских" гонений на Православную Церковь и благоглупости, сказанные Никитой Сергеевичем о наступающей в СССР эпохе коммунизма.

Стоит вспомнить, что предшественник Брежнева в своих чаяниях "светлого будущего" считал, что там не будет места религии. Этому дурному пережитку буржуазного общества. Религия, заявлял Хрущев, умрет своей естественной смертью, и тогда он сможет показать по телевизору последнего в Советском Союзе "попа", который будет своего рода экспонатом на ВДНХ.

Однако от одних заклинаний религиозная и церковная жизнь в стране почему-то не угасала, скорее наоборот. И тогда понадобились партийные и правительственные директивы о всеобщей борьбе с Церковью и религиозными пережитками. (Справедливости ради скажем, что Хрущеву очень помогли молодые члены ЦК, объединившиеся вокруг него в борьбе против старой сталинской гвардии, которая начиная с 1943 г. была слишком, по их мнению, либеральна к религии и Церкви, - Ильичев, Фурцева, Поспелов, Шелепин, Аджубей.) Все это вылилось в новые, пришедшиеся на конец 50-х - начало 60-х гг. гонения на Церковь и ее священнослужителей.

Если в 1953 г. в СССР действовало 13 508 православных храмов и молитвенных домов, то в 1964 г. осталось только 7873. Всего с 1961 по 1964 г. по религиозным мотивам было осуждено 1234 человека. Кроме тюремного заключения к строптивым православным священнослужителям применялись и такие методы воздействия, как лишение права заниматься религиозной деятельностью, изгнание за пределы епархии, обложение непосильным налогом и, наконец, опись имущества. Гонения коснулись не только Русской Православной Церкви, но и, например, русских баптистов и литовских католиков. Именно в годы хрущевской "оттепели" были уничтожены многие храмы и монастыри, осквернены святые места. Многие верующие были вынуждены отказаться от легальной религиозной деятельности и уйти в подполье.

В эти годы произошел раскол на легальных и нелегальных баптистов, а тогдашний Патриарх Алексий I (Симанский) неоднократно заявлял о своем намерении оставить свой пост в знак протеста против "придурковатого" волюнтаризма партийных чиновников. Отметим, что все это происходило при полном равнодушии советского общества, жившего в то время романтическими идеалами "шестидесятничества".

Сейчас годы брежневского правления, которые натужно тянулись целых 18 лет, определяются медицинским термином "застой". Но мало кто знает, что только с приходом Леонида Брежнева на пост первого секретаря ЦК КПСС осенью 1964 г. произошло немедленное смягчение антирелигиозной политики. Опасаясь социального взрыва, новое руководство предприняло ряд мер по снятию общественного напряжения вокруг религиозной проблемы. Вскоре главный идеолог антирелигиозной кампании секретарь ЦК Ильичев был "брошен на низовку" (переведен в МИД на должность замминистра), а в январе 1965 г. президиум Верховного совета СССР принял постановление "О некоторых фактах нарушения социалистической законности в отношении верующих". После этого множество рядовых верующих и священнослужителей, осужденных "при Никите", были освобождены и реабилитированы.

Именно эта смена курса советской политики вызвала большие чаяния и надежды у тех, кого принято называть религиозными, или церковными, диссидентами. 15 декабря 1965 г. православные священники Глеб Якунин и Николай Эшлиман обратились к председателю президиума Верховного совета СССР Николаю Викторовичу Подгорному с открытым письмом (другое письмо они ранее отправили Патриарху Алексию I). В этом документе они, в частности, писали, что "под личным давлением Хрущева, допустившего "субъективизм и администрирование в руководстве", впоследствии осужденные Коммунистической партией и Советским правительством, Совет по делам Русской Православной Церкви коренным образом изменил свою природу, превратившись из официального органа-посредника в орган неофициального и незаконного управления Московской Патриархией..."

Конечно, до полной свободы религии и вероисповедания в СССР было еще очень далеко, она наступила только через 24 года, впереди еще были аресты и преследования инакомыслящих 70-х и 80-х годов. Но впервые советское государство столкнулось с вполне осознанным требованием - соблюдать свое собственное законодательство о религии и свою собственную Конституцию. И произошло это не без участия тогдашнего руководителя государства, к которому иногда и лично обращались иерархи РПЦ с требованиями соблюдать права верующих. Так, например, поступил в 1977 г. епископ Полтавский Феодосий (Дикун) и при этом остался на свободе...

Так или иначе, но сами иерархи, действовавшие в то время, называли брежневские времена годами стабилизации отношений Церкви и советского государства. Тотальные гонения на РПЦ окончились, атеистическое государство вело борьбу скорее с религией вообще, а не конкретно с Церковью, которая, более того, постепенно становилось частью советского эстеблишмента. А следовательно и частью эпохи застоя со всеми вытекающими отсюда последствиями - косностью, сервилизмом и т.д. Но не забудем, что именно в эти годы берет начало и тот процесс, который на Западе называли очередным "русским религиозным возрождением".

В церковных кругах ходит легенда, что, будучи уже тяжко больным, Леонид Брежнев одним из последних в жизни документов подписал указ о передаче РПЦ Свято-Данилова монастыря... Может быть, этого и не было на самом деле, но выглядит очень правдоподобно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Редакция НГ-Религий

Синод РПЦ разжаловал бывшего главного церковного дипломата

0
3349
Что будет с экономикой России после СВО?

Что будет с экономикой России после СВО?

Максим Максимов

Для стран будут актуальны не только социальные и политические вызовы

0
2137
Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
2367
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
2330

Другие новости