Пункт о вероисповедании не включен в список вопросов Всероссийской переписи населения, которая пройдет в октябре этого года. По словам заместителя председателя Госкомстата России Сергея Колесникова, такое решение принято после обсуждения этого вопроса с лидерами крупнейших религиозных организаций страны. Основанием для исключения графы "вероисповедание" стало то, что государство не вправе вторгаться в частную жизнь граждан.
Ранее ученые, в частности представители Института этнологии и антропологии РАН, обращались в Госкомстат с просьбой включить пункт о религиозной принадлежности в анкету для переписи. Объяснялась эта просьба тем, что сведения о конфессиональной принадлежности помогут развитию государственной политики в области религии и определению "приоритетов в отношении к этноконфессиональному большинству населения". Заинтересованность ученых понятна. Для них результаты переписи, безусловно, могли бы стать базой для серьезных научных исследований.
За опасениями религиозных лидеров, лишивших ученых ценного исследовательского материала, стоят также вполне понятные причины. Десятилетия антирелигиозной пропаганды и борьбы с верующими воспитали у них вполне естественный страх. Страх, что если о какой-либо общине узнают всю информацию и смогут "вычислить" всех ее членов, то их легче будет преследовать, если государственная политика вдруг изменится.
В последние десять лет этот страх почти пропал только у приверженцев православия, которое власть считает доминирующей религией России. У представителей таких традиционных для России религий, как ислам, буддизм и иудаизм, сохраняется желание "перестраховаться". Среди представителей традиционных религиозных движений есть и те, кто готов заявить о себе во всеуслышание (протестантские Церкви), и те, для кого "катакомбное" существование предпочтительнее (прежде всего это новые религиозные движения).
Вопрос о вероисповедании остро встал еще в XIX веке в ходе первой Всероссийской переписи. Например, бывших греко-католиков, не по своей воле перешедших в православие, власти вообще не разрешили знакомить с опросными листами и заполняли их с помощью православных. Сомнение в обществе вызвало также опубликованное по итогам переписи количество старообрядцев - около 2 млн. человек, тогда как, по имевшимся оценкам, в 50-х годах XIX века их было не менее 8 млн. Опасавшиеся очередных гонений староверы при переписи объявляли себя православными, а затем обращались к начальству с просьбой "зачислить" их обратно в раскол.
По данным этой наиболее достоверно отразившей ситуацию в стране переписи позапрошлого века, в европейской части России было более 67 млн. православных, более 4 млн. католиков, более 3 млн. протестантов, 3,5 млн. мусульман и почти 4 млн. иудеев.
Еще большие проблемы у Советского государства вызвало заполнение графы "вероисповедание" во время переписи 1937 года. С одной стороны, граждане опасались репрессий, с другой - циркулировали "провокационные слухи", призывавшие верующих "признаваться": "Тогда вам откроют церкви, потому что перепись пойдет на рассмотрение Лиги Наций". Но и сталинская перепись показала, что большинство взрослого населения по-прежнему считало себя верующими. Православными себя назвали 63%, тогда как до революции таковых было около 90%. Пункт в переписной анкете звучал так: "Верите ли вы в Бога, если "да", то какого вероисповедания".
После переписи 1937 года вопрос о вероисповедании был исключен из анкеты. Его не было и в анкете последней по времени переписи 1989 года. Не будет его и теперь.
Во многих странах мира вопрос о вероисповедании включен в переписную анкету. Заполняется эта графа на добровольной основе. Например, в Англии в ходе последней переписи выяснилось, что кроме англикан и католиков, есть люди, которые считают себя приверженцем вероисповедания "Рыцарь Джедай". В результате за этим сообществом почитателей космических войн было признано право называться религией.
В России, как и во всем мире, существуют самые разные религии и религиозные движения, и поликонфессиональность становится фактом, с которым государство должно считаться. Власть пошла навстречу религиозным организациям, отменив пункт "вероисповедание". Скорее всего это означает, что государство постепенно осознает, что дело не в количестве верующих, а в аккуратном и неспешном налаживании диалога со всеми ими.