Свою очередную пастырскую поездку Папа Римский Иоанн Павел II совершил в родную Польшу. Не исключено, что она может быть и последней, хотя Ватикан официально опровергает такие слухи. Понтифик стар и болен, свои путешествия он предпринимает вопреки советам врачей, опасающихся ухудшения состояния здоровья своего высокопоставленного пациента. Однако Папа неутомим, и менее чем месяц тому назад взял на себя еще одно тяжелое бремя: посещение Канады в связи со Всемирным днем молодежи, а также Мексики и Гватемалы.
В ходе визита в Северную и Центральную Америку Папа озвучил две идеи, которые он со все большей настойчивостью преподносит миру. Первая - не может быть ценной, по-настоящему счастливой жизни без устойчивых морально-религиозных оснований. Вторая - Католическая Церковь - это не "западная" Церковь, а прежде всего Церковь Вселенская, не связанная с определенной цивилизацией. Попутно Иоанн Павел II подчеркнул, что христианство - единственно верная религия, и поэтому задача Церкви заключается в том, чтобы нести свет Евангелия всем народам.
С первой установкой без труда могут согласиться все независимо от мировоззрения. Правоту Папы в этом отношении признал даже такой далекий от Церкви человек, как генерал Войцех Ярузельский, последний коммунистический лидер Польши. Накануне прибытия Понтифика в Варшаву он дал интервью итальянской газете "Коррьере делла сера", в котором заявил: "Папа остался антикоммунистом, но в то же время он проявил себя как решительный противник пороков капитализма: безработицы, нищеты, социального неравенства. Своим своеобразным подходом Папа старается выявить третий путь, основанный на уважении человеческих ценностей". Сам Папа как бы подтвердил этот вывод, когда сразу по прибытии 16 августа в Польшу осудил капитализм как "систему, которая строит будущее на страдании слабых", и добавил: "Знаю, что многие польские семьи, особенно многодетные, а также множество безработных и престарелых людей несут тяжесть социальных и экономических перемен. Всем этим людям я хочу сказать, что разделяю их бремя и участь".
Призыв к обретению и непреклонному уважению моральных ценностей проходил красной нитью через все выступления Иоанна Павла II на Американском континенте. Выступая перед огромной массой молодежи (800 тыс. человек) в Торонто, Папа сказал: "Новое тысячелетие началось двумя противоположными явлениями: множеством паломников, прибывших в Рим по случаю Великого Юбилея, чтобы пройти через Святые Врата, символизирующие Христа, Спасителя и Искупителя человека; и страшным террористическим актом в Нью-Йорке... Возникает драматический вопрос: на каких основаниях следует построить новую историческую эпоху, вытекающую из великих преобразований ХХ века?"
Что касается ответа на этот роковой вопрос, то у Иоанна Павла II нет сомнений: "текущая технологическая революция" не может быть достаточной, поскольку "она основывается исключительно на критериях производительности и эффективности, без учета религиозно-этического измерения человека и без универсально признанного этического руководства". Где искать выход? Рецепт Папы прост: это рецепт двухтысячелетней давности, но сохраняющий свою силу и по сей день: "Только Христос - тот краеугольный камень, на котором можно построить прочное здание собственного существования". Нельзя отказаться от Бога или свести Его до уровня незначительной величины, без риска унизить человека в его целостности".
Это все очень возвышенно и благородно, но не избавляет Папу от критики. Мир становится все более единым, множатся контакты между самыми различными культурами, а христиане, тем более католики, не составляют и половины человечества, и христиане не имеют монополии на нравственность. Некоторые критики обращают внимание на отсутствие в американских выступлениях Папы экуменического измерения.
А как обстоят дела внутри самой Католической Церкви? Недавно ее потрясли громкие скандалы, связанные с педофилией ряда священников и епископов. В одной из проповедей, произнесенных в Канаде перед молодежью, Иоанн Павел II не преминул коснуться и этой печальной темы: "Пусть не вводят вас в заблуждение упущения и прегрешения отдельных ее сынов. Ущерб, нанесенный отдельными священниками и монахами молодым или неустойчивым людям, наполняет нас печалью и стыдом". Тем не менее, продолжил Папа, "подумайте о подавляющем большинстве священников и монахов, самоотверженно жертвующих собой, чье единственное желание - служить и творить добро!".
Обратимся к другому аспекту визита Папы в Америку - утверждение универсальности христианства, в частности Католической Церкви. Эта идея нашла выражение в канонизации трех американских индейцев, живших в XVI веке. В Мексике 1 августа причислены к лику блаженных мученики за веру Хуан Баутиста и Хасинто де лос Анхелес, которых их соплеменники убили за принятие христианства. А днем раньше Папа беатифицировал (то есть объявил блаженным) другого индейца (ацтека) Хуана Диего Куаухтлатоатцина, которому в 1531 г. на холме Тепеяк (Мексика) явилась Богородица, оставившая свое изображение на плаще. Беатификацией трех индейцев Иоанн Павел II хотел противодействовать известной исторической концепции, согласно которой христианизация Центральной и Южной Америки произошла насильственно, огнем и мечем испанских конкистадоров, и привела к разрушению процветавших местных культур. В этой концепции, к сожалению, есть большая доля правды, но отнюдь не вся правда. Культура ацтеков была высокоразвитой, но их религия отличалась неслыханной жестокостью. Широко практиковались человеческие жертвоприношения: каждый день жрецы убивали по одному человеку в главном храме Теночтитлана. Неудивительно, что испанцы усматривали во всем этом дело сатаны.
Да, насилие над туземцами, принудительное обращение в христианство действительно имели место. Но лучшие представители Церкви, такие, как доминиканец Бартоломе де лас Касас, деятельно протестовали против этого произвола. Во время церемоний беатификации трех индейцев Иоанн Павел II напомнил, что христианские миссионеры в Центральной и Южной Америке ввели местные языки в проповедь и богослужение, создали для них алфавиты, содействуя сохранению и развитию этих языков.
Итак, необходимость морально-религиозного обновления общества в эпоху глобализации и утверждение универсализма Католической Церкви - вот суть того послания, которое Иоанн Павел II направил миру на склоне своей жизни.