0
1350
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

19.06.2002 00:00:00

Опередить друг друга в добрых делах

Тэги: экстремизм, ислам, муфтий, гайнутдин


- Почему, на ваш взгляд, муфтий Талгат Таджуддин спровоцировал срыв конференции "Ислам против терроризма"?

- Свое мнение на этот счет в день конференции изложили члены Совета муфтиев России. Я повторю его. Талгат Таджуддин, согласно Уставу Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ), зарегистрированному Минюстом, является верховным муфтием только для мусульманских организаций, входящих в состав ЦДУМ. Таковым его никогда не признавали члены Совета муфтиев России (СМР), куда с начала его существования входили и председатели Духовных управлений мусульман Северного Кавказа, то есть абсолютное большинство мусульманских организаций страны.

Но вот уже многие годы он вопреки Уставу ЦДУМ, вопреки установившейся еще двести с лишним лет назад традиции управления религиозной жизнью мусульман России, вопреки существующим ныне законам упорно называет себя верховным муфтием всех мусульман страны. Добивается он этого не образцовой для других Духовных управлений мусульман деятельностью ЦДУМ, не своими идеями и делами, стремлением сообща решать насущные для ислама в России вопросы. Он избрал другой путь: он шельмует всех муфтиев, не желающих признавать его своим лидером, нередко выступает и даже действует против учения ислама. Для достижения своей цели он не остановился даже перед тем, чтобы сорвать столь актуальную для всех нас конференцию. Он не мог допустить, чтобы на конференции стало наглядно видно, что тех муфтиев, которые не признают его лидерство, гораздо больше, чем сторонников. К тому же это большинство не только выступает против терроризма, но и предпринимает активные и многоплановые действия, направленные против этого страшного явления.

- Стало ли для вас неожиданностью появление интервью Талгата Таджуддина в "Газете"?

- Мы придавали очень серьезное значение сорванной им конференции. Мы готовились представить на ней мероприятия по активизации борьбы против терроризма, в том числе и те, которые предполагают объединение усилий всех религиозных центров мусульман России. Однако интервью, опубликованное накануне конференции, не только стало полной неожиданностью, но и той каплей, которая переполнила чашу нашего долготерпения. Поэтому мы не участвовали в ней. Мы хотели продемонстрировать всем тем, кто потакает муфтию Талгату Таджуддину, что он и его действия не пользуются поддержкой большинства муфтиев России, они ведут ислам в России к глубокому расколу, препятствующему решать очень важные для всех вопросы, в том числе и борьбы с экстремизмом.

Отмечу, что новым в интервью "Газете" для нас явилось откровенное желание Талгата Таджуддина создать видимость сотрудничества, единства между ЦДУМ и Координационным центром мусульман Северного Кавказа, объединяющим муфтиев региона, то есть желание внести раскол среди членов Совета муфтиев России. Это ему не удалось - на конференции демонстративно отсутствовали все муфтии Северного Кавказа.

Единственный из них, который просто не мог прочитать интервью в "Газете", поскольку приехал на конференцию прямо из аэропорта. Однако он подчеркнул, что с Талгатом Таджуддином не имел и не желает иметь ничего общего.

- Как бы вы прокомментировали обвинения Талгата Таджуддина в адрес Совета муфтиев России?

- Никак. Во-первых, потому что обвинения в наш адрес мы слышим уже многие годы. Обвинения во всех без исключения случаях совершенно бездоказательные, проникнутые единственным желанием - отомстить тем, кто не хочет признавать его власть над собой. Обвинения, которые в конечном счете направлены не столько против нас, сколько против ислама, против межконфессионального мира и согласия в обществе.

Во-вторых, и это главное, о нас судят не по чужим словам, а делам, по их содержанию и масштабу, делам, направленным на благо ислама и мусульман, всего российского общества. Мы готовы рассказать о них, показать их всем тем, кто заинтересуется. Хотели бы мы знать, что муфтий Талгат Таджуддин, кроме своих огульных обвинений по чужому адресу, может показать из своих дел. Всевышний Аллах учит нас не спорить, кто из нас лучше, а стараться опередить друг друга в добрых делах (сура 5, айат 53). Мы следуем этому указанию Всевышнего Аллаха.

А что касается нашего отказа от участия в работе круглого стола 29 мая нынешнего года и реакции на это российских властей, то хочу сказать: возможно, органам власти кажется, что противостояние Духовных управлений мусульман необходимо обществу. Однако всем органам власти пора наконец понять - деструктивные действия муфтия Талгата Таджуддина наносят прямой вред интересам общества.

- В своем заявлении вы переадресовали обвинения в поддержке исламских нетрадиционных течений самому Талгату Таджуддину. Не могли бы вы более подробно рассказать, как глава Центрального духовного управления мусульман связан с семьей бен Ладена и арабскими фондами?

- Нетрадиционные для России течения в исламе действительно существуют. Есть в их деятельности немало такого, что не может не волновать нас, мусульманских деятелей, общество в целом. Но об этом следует не только говорить, но и вести целенаправленную работу по преодолению и сокращению влияния нетрадиционных течений ислама на умы мусульман, особенно молодых. И мы, в отличие от Талгата Таджуддина, не обвиняем других, а действуем сами. Духовное управление мусульман европейской части России, например, с 1994 г. регулярно выпускает газету "Трибуна ислама" 10-тысячным тиражом и 8 газет подведомственных мусульманских организаций 15-тысячным тиражом. Мы издали более 20 книг, проводим учебу имамов, научно-богословские конференции, разрабатываем и распространяем тексты проповедей, издаем и готовим учебные пособия.

Совет муфтиев России учредил два исламских университета и ведет подготовку мусульманских священнослужителей. В центре внимания всех этих дел - преодоление влияния нетрадиционных течений ислама, противостояние им. В июле выйдет первый номер богословско-религиоведческого журнала, о направленности которого можно судить по его названию: "Ислам и мусульмане: век XXI". А что может представить Талгат Таджуддин, кроме голословных обвинений? Полная бездеятельность ЦДУМ поддерживает нетрадиционные исламские течения.

Что касается связей Талгата Таджуддина с семьей бен Ладена, нам известно то, о чем пишут в газетах. О деталях, думаю, лучше спросить компетентные в этом вопросе органы, которые, кстати, не опровергают наличия таких связей. То же самое скажу и о его связях с арабскими фондами. Я являюсь свидетелем подписания договора на получение Талгатом Таджуддином от этих фондов 1 млн. 400 тыс. долларов из Саудовской Аравии и 250 тыс. долларов из Объединенных Арабских Эмиратов.

- Как вы оцениваете дальнейшие перспективы развития отношений между Советом муфтиев России и Центральным духовным управлением мусульман?

- Нам следует сотрудничать с этим Духовным управлением. Мы обречены на это. Нам следует сотрудничать, но сотрудничать на равноправных началах как самостоятельные организации, имеющие общие цели и задачи. Сотрудничать во имя решения конкретных задач, главная из которых - противостояние экстремизму и терроризму. Этого, повторяю, требуют интересы общества, интересы ислама и мусульман. Но, к сожалению, Талгат Таджутдин является тормозом этого процесса.

- Насколько, на ваш взгляд, реальна угроза исламского экстремизма в России?

- Я бы уточнил формулировку вопроса. Ислам, так же как и другие религии, не может быть экстремистским. Другое дело, когда экстремистские организации, отдельные лица прикрываются религией, религиозной идеологией, религиозным флагом. Такое встречается не только среди последователей ислама, но и христианства и иудаизма.

Причину же появления экстремистов, так или иначе связывающих себя с исламом, по моему твердому убеждению, следует искать не в исламе, а в условиях жизни мусульман. Если подходить с этой позиции, то угроза реальна, более того, она постоянно возрастает. И это тоже понятно - именно среди мусульманской молодежи самая высокая в стране безработица, низкий уровень жизни. Эта молодежь испытывает большие трудности в адаптации к современным реалиям, намного тяжелее, чем последователи других религий, переживает кризис традиционных ценностей и образа жизни. Не должны мы, конечно, забывать и о низком светском и богословском уровне образования наших имамов, неразвитости богословской мысли, неумении противостоять чуждым влияниям. Отрицательно сказывается и отсутствие координации работы мусульманских организаций. Пока такое положение сохраняется, тем, кто распространяет экстремистские идеи и пропогандирует нетрадиционные течения ислама, будет раздолье.

- Как вы относитесь к проекту закона "О борьбе с экстремизмом"?

- В целом положительно. Надеюсь, что в его окончательном тексте не будет двусмысленностей, которые позволят органам власти и чиновникам на местах подводить под экстремизм то или иное религиозное течение или объединение.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2067
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1324
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
984
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1294

Другие новости