Давний конфликт между Советом муфтиев России (СМР) под председательством Равиля Гайнутдина и Центральным духовным управлением мусульман России и Европейских стран СНГ (ЦДУМ), возглавляемым Талгатом Таджуддином, получил неожиданное продолжение.
Еще неделю назад казалось, что духовные лидеры российских мусульман наконец сумеют договориться. Осенью прошлого года они были на встрече с Владимиром Путиным, в ходе которой было решено провести конференцию "Ислам против терроризма", в которой приняли бы участие основные исламские духовные центры России: СМР, ЦДУМ и Координационный центр мусульман Северного Кавказа. На этой конференции планировалось принять специальную фетву (официальное суждение, своего рода вердикт по какому-либо религиозно-правовому или культовому вопросу) о недопустимости оправдания экстремизма и терроризма нормами Корана и Сунны (рассказы о жизни пророка Мухаммада, один из источников правил общественной жизни и толкования Корана). Проведение конференции долго оттягивалось. В конце концов она была запланирована на 30 мая. Однако накануне Талгат Таджуддин в обширном интервью "Газете" неожиданно выступил с очередными резкими обвинениями в адрес Совета муфтиев России. Как обычно, Талгат Таджуддин обвиняет СМР в поддержке нетрадиционных для России исламских течений, в частности ваххабизма, и создании "параллельных исламских структур". "В Совет муфтиев России входят организации, являющиеся проводниками ваххабитских идей в течение последних десяти лет. Эти организации проводят десятки летних лагерей по всей России для отбора детей и их направления в зарубежные центры подготовки. С этими ваххабитами мы объединяться не можем, пока они не принесут покаяние за кровь и слезы на Северном Кавказе, пока не прекратят вести работу по дестабилизации жизни мусульманских общин нашей страны, деятельности, направленной на подрыв основ мира и стабильности во взаимоотношениях народов и традиционных конфессий России", - заявил муфтий.
Совет муфтиев России незамедлительно отреагировал на эти обвинения. На следующий день после появления скандальной публикации СМР выступил с заявлением об отказе от участия в конференции "Ислам против терроризма". Его примеру последовал и Координационный центр мусульман Северного Кавказа. Обвинение в поддержке ваххабизма Совет муфтиев переадресовал самому Талгату Таджуддину: "Справедливости ради следует заметить, что сторонники экстремизма и прочие радикально настроенные исламствующие элементы хлынули в Россию после того, как в январе 1994 года муфтий Талгат Таджуддин, до этого имевший тесные контакты с семьей бен Ладенов, подписал договор о сотрудничестве с аравийскими фондами". При этом авторы заявления апеллируют к Кремлю: "Появление такой публикации в центральных СМИ накануне совещания свидетельствует о сознательной и провокационной попытке ЦДУМ сорвать проводимую президентом Российской Федерации В.В. Путиным политику, направленную на консолидацию и сплочение как мусульман, так и всего российского общества, политику, которую единодушно поддерживает Совет муфтиев России".
В итоге конференция "Ислам против терроризма" все же состоялась, но без участия СМР и Координационного центра мусульман Северного Кавказа она потеряла всякий смысл. Правда, несмотря на отказ от участия в конференции, Совет муфтиев России все же принял фетву о недопустимости оправдания экстремизма и терроризма. "Экстремизм и терроризм не имеют никакой опоры в Священном Коране и Сунне Пророка. Лица, пытающиеся оправдать свои преступления ссылками на Коран и Сунну, только отягчают свой и без того тяжкий грех, приписывая Всевышнему Аллаху свои личные пороки и ложные взгляды. Таковые люди отвергают милость Всевышнего и подлежат суду как преступившие и Закон Аллаха, и государственный закон, и обязательства перед другими людьми", - говорится в ней.
Демарш Талгата Таджуддина накануне конференции означает то, что российские власти, по-видимому, решили сделать ставку на Центральное духовное управление мусульман России и Европейских стран СНГ. Трудно себе представить, чтобы глава ЦДУМ спровоцировал срыв конференции, не заручившись поддержкой Кремля. Ведь ее проведение фактически было инициировано президентом. По-видимому, за время, прошедшее после встречи мусульманских лидеров с Путиным, власти кардинально пересмотрели свою политику в отношении ислама и решили отказаться от идеи объединения основных мусульманских центров России. До сих Кремль предпочитал сохранять статус-кво и не вмешиваться в конфликт между СМР и ЦДУМ, при этом все же отдавая некоторое предпочтение Равилю Гайнутдину. По-видимому, теперь фаворитом Кремля станет Талгат Таджуддин. Вопрос в том, насколько далеко зайдет поддержка ЦДУМ российскими властями и какую роль Кремль намерен отвести Совету муфтиев России.