"Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!", "Русь святая, храни веру православную!" - с такими плакатами 24 марта во Пскове собрались на молитвенное стояние у здания строящегося католического храма представители Псковской епархии Русской Православной Церкви.
Молитвенное стояние по благословению правящего архиерея архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия возглавили два священника, которые призывали собравшихся к неустанной молитве. Около 80 человек, принявших участие в акции протеста, пели акафисты и молились "о вразумлении католиков".
Мероприятие было санкционировано местными властями и проходило под наблюдением органов внутренних дел. В тот же день в небольшой часовне в частном доме около 50 католиков - это почти весь псковский приход - праздновали Вербное воскресенье. После богослужения священник Владимир Тимошенко выразил надежду, что протест православных основан на недоразумении, которое скоро прояснится. Что касается строительства храма, то оно, по словам священника, ведется на законных основаниях и будет завершено к декабрю нынешнего года, к празднованию 1100-летнего юбилея Пскова.
Однако недоразумение не прояснилось. 3 апреля строительство католического храма в Пскове было прекращено. На стройплощадку прибыл представитель инспекции государственного архитектурно-строительного надзора Псковской области и потребовал остановить строительные работы. Через несколько часов настоятель католического прихода священник Кшиштоф Каролевский получил официальное предписание, подписанное начальником инспекции Госархстройнадзора области Валерием Полупановым, в котором строительство объявляется приостановленным с 3 апреля 2002 года.
Еще 29 марта Бюро государственной вневедомственной экспертизы Главного управления строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства при администрации Псковской области выдало положительное экспертное заключение по проекту на строительство католического храма и рекомендовало его к утверждению. Экспертное заключение утверждено начальником бюро Селянцевым.
Через три дня, 2 апреля, тот же Селянцев подписал документ о необходимости повторного рассмотрения проекта "с привлечением всех заинтересованных организаций и лиц".
Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий, в свою очередь, направил специальное послание Владимиру Путину, которое мы приводим ниже, полностью сохраняя стилистику и орфографию оригинала.
Президенту Российской Федерации г-ну Путину В.В.
Ваше превосходительство!
Уважаемый Владимир Владимирович!
11 февраля текущего года в Ватикане было объявлено о решении Папы Римского Иоанна Павла II повысить статус административных структур Римско-Католической Церкви на территории России до уровня епархий. Отныне в документах Ватикана территория нашей страны будет именоваться "церковной провинцией", возглавляемой митрополитом.
Русскую Православную Церковь поставили перед фактом уже принятого решения, в то время как подобные вопросы, на наш взгляд, нуждаются в предварительном обсуждении.
Воспользовавшись временем нашей не стабильности, как в материальном, так и в духовном отношении, католики совершили агрессию против нашей Православной Церкви и ее народа. Это проявление экспансии нашей территории католическим присутствием.
"Вот мы уже и в Москве - в России", - скажут католики. Это агрессия, это вызов всему нашему народу, в том числе и руководству, как гражданскому, так и церковному.
Наш русский народ бережно относится к православной вере. Слезами и кровью своею он защищал свое отечество, а вместе с нею и веру своих предков.
Любое посягательство к захвату Российской земли русский народ связывал с захватом и уничтожением православия и для защиты своей веры не жалел ни сил, ни своей жизни.
Католический Рим и его глава Римский Папа воспользовался демократическими законами. Для нас, русских православных людей, эта уравниловка отозвалась очень больно и тяжело.
Существовали правила и законы для людей многих стран, когда устанавливались добрые отношения одной страны с другой, то учитывались и вера, и традиции народов. Отсюда при посольствах, миссиях, консульствах строились культовые здания для выполнения духовных потребностей представителей той или иной страны, с учетом количества членов данной общины.
Теперь у нас в России сущая неразбериха. Используя демократические законы и материальную нестабильность, в нашу страну ринулись представители разных сект и еретических учений и чувствуют себя здесь равноправными гражданами.
На русской земле, политой кровью, слезами, усыпанной костьми наших подвижников, героев народа, отдавшего все свое, в этом мире, теперь на этой же земле свободно без борьбы действуют те, против которых выступали наши предки.
Мы должны знать, что католики не благодетели наши. Ни одному народу они не принесли доброго и полезного. Куда они приходили, там разруха, разделение, уничтожение. И в какие бы светлые одежды они не одевались, дела их темного цвета. Об этом говорят история прошлых столетий и жизнь людей в наши дни. Это мы видим сейчас на Украине, в Югославии и в других странах.
Нет свободной деятельности католикам в нашей стране. Нет нужды у России в католической миссии. Не обижайте наш народ католическим присутствием.
Мы убедительно просим, уважаемый президент Российской Федерации, предпринять все возможные средства, чтобы воспрепятствовать Римско-Католической Церкви осуществить свои захватнические цели.
С уважением,
Евсевий, Архиепископ Псковский и Великолукский