В ЗДАНИИ Российского государственного гуманитарного университета 2 ноября состоялась презентация сетевого информационно-аналитического издания "Религия в России", созданного в рамках интернет-проекта "Русский журнал".
Главный редактор издания "Религия в России" Филипп Тараторкин назвал основной задачей проекта размышление о процессах, происходящих в религиозной жизни России. Он подчеркнул, что в названии сайта слово "религия" не случайно стоит в единственном числе, поскольку его инициаторы убеждены: хотя каждая из религий и учит разному, объединяющим фактором для представленных в стране религиозных направлений служит то, что все они существуют и развиваются именно в России. Несмотря на то что авторы проекта имеют определенную конфессиональную принадлежность, сайт "Религия в России", по словам Тараторкина, - издание внеконфессиональное. Оно должно стать местом встречи представителей разных конфессий, каждому из которых будет предоставлена возможность рассказать о своей религии.
На сайте будут публиковаться аналитические статьи ведущих российских исследователей в области религиоведения, истории религии и философии, интервью с представителями религиозных объединений России, материалы по проблемам государственно-конфессиональных отношений, обсуждения проблем религиозного экстремизма и фундаментализма, статьи по истории религиозных традиций, обзоры книжных новинок в области религиоведения.
В рамках презентации состоялась дискуссия по темам "Религиозный экстремизм как вызов гражданскому обществу" и "XXI век: мировая война мировых религий?", в которой приняли участие работники Российского государственного гуманитарного университета, ученые-религиоведы и журналисты.
Профессор Российского государственного гуманитарного университета Сергей Шакуров в своем выступлении призвал всех сохранять спокойствие, так как постоянные разговоры о мировой войне мировых религий "могут ее накликать". При этом, по его мнению, не стоит быть и чрезмерно самоуверенными, считая, что проблема религиозного экстремизма не способна затронуть Россию. Сам религиозный экстремизм Шакуров охарактеризовал как "ответ тех, кто придерживается традиционных ценностей, на глобализацию". Ректор РГГУ Юрий Афанасьев заявил, что постоянные разговоры о религиозном экстремизме лишь отвлекают внимание общественности от тех процессов, которые происходят во властных структурах. Он подверг критике позицию Америки, которая "взяла на себя роль "властителя мира", записывая целые страны в виноватых и изгоев", и добавил, что "радость от того, что Россия присоединилась к цивилизованному миру, возможно, еще несвоевременна", поскольку и терроризм, и экстремизм, и антиглобализм являются проявлениями недовольства мироустройством, в котором основным законом провозглашается право сильного.
Главный редактор журнала "Вертоградъ" Александр Солдатов подчеркнул особую роль России в этом конфликте, назвав ее "буфером между территорией глобализации и территорией традиционного уклада жизни". Он также указал на опасность религиозного экстремизма в России, являющегося, по его мнению, исключительно политическим явлением; проблему чрезмерно политизированного подхода к конфессиональным вопросам и неопределенность социальной роли религии в современном обществе. По его мнению, необходим социальный контроль над религиозной деятельностью, поскольку у государства нет системного подхода к конфессиональным проблемам. Но председатель Гильдии религиозной журналистики "Медиасоюза" Александр Щипков сказал, что на сегодняшний день "никакие концепции государственно-церковных отношений не нужны, нужно решение проблемы". Ответственный редактор газеты "НГР" Максим Шевченко особое внимание уделил проблеме взаимоотношений между верующими и клерикальной верхушкой, представители которой единогласно выступают против религиозного экстремизма, в то время как верующие являются его носителями. По его мнению, необходимо понять мотивы, которые ими движут, для того чтобы наладить межконфессиональный диалог и достичь согласования интересов.
В связи с открытием сайта, которое состоялось за две недели до презентации, Филипп Тараторкин дал ряд интервью, в которых сделал несколько интересных заявлений. Так, отвечая на вопрос корреспондента сетевого издания "Вести.ru", он сказал: "Сегодня не существует информационно-аналитического издания, которое было бы посвящено попытке анализа тех процессов, которые происходят внутри всех религиозных объединений, представленных в России". А в интервью, опубликованном на сайте "Страна.ru", Тараторкин склонился к мнению, что "такие средства массовой информации есть, но их на самом деле очень немного", и рассчитаны "все эти издания "на любителя". Поскольку на презентации нового проекта присутствовали журналисты, входящие в состав Гильдии религиозной журналистики, несколько странно было узнать, что "все опыты создания профессиональных корпораций журналистов, пишущих на религиозные темы, до сегодняшнего дня были неудачными". ("Вести.ru", 18 октября 2001 г.)
Возможно в будущем, подробнее ознакомившись с публикациями изданий, посвященным религиозной тематике, Филипп Тараторкин изменит свое мнение и придет к выводу, что не все они заняты лишь "информационной конфронтацией", ставшей, по его мнению, "едва ли не главной отличительной чертой" религиозной журналистики.