ВОЙНА, развернувшаяся в Афганистане, вызвала самую неоднозначную реакцию в российском обществе. Лучше всего это продемонстрировал круглый стол "Россия. Ислам. Глобализация", прошедший в "Президент-отеле" 10 октября.
Среди выступавших на круглом столе в "Президент-отеле" были послы Ирана, Ирака, Лиги арабских стран, второй секретарь посольства США. В качестве наблюдателей присутствовали дипломаты из посольств еще 12 стран.
Госдума была представлена рядом депутатов: независимым Абдул-Вахедом Ниязовым, который на правах первого руководителя ИКЦ России и стал ведущим круглого стола, Алексеем Митрофановым (ЛДПР), независимым Виктором Черепковым, коммунистом Василием Шандыбиным, Владимиром Коптевым-Дворниковым (СПС).
Алексей Митрофанов обратил внимание на сходство истории СССР в 20-х годах и истории Афганистана 90-х. С его точки зрения, критика талибов не может быть огульной, они, как и российские коммунисты, вырвали страну из кровавого хаоса. Мерами жесткими, а порой жестокими они пресекли разгул бандитизма. В России тоже был такой период, когда в каждом уезде была своя власть: там Шкуро, здесь Махно, где-то еще Семенов и Унгерн. Большевики навели порядок, создали великую страну, то же пытались сделать и талибы, их осуждают, но иным способом остановить беспредел полевых командиров невозможно.
С Митрофановым полемизировал президент Академии военных наук, генерал армии Махмуд Гареев. Осудив талибов за неприятие светского образа жизни, вовсе не обязательного для исламского государства, "┘такого нет ни в Египте, ни в Саудовской Аравии", он вместе с тем указал на причины глобального ухудшения международной обстановки, среди которых: социальное неравенство, практика превращения некоторых стран в изгоев, пропаганда американской попкультуры.
Как боевой офицер, участник шести войн, в том числе Великой Отечественной, генерал армии резко осудил американскую тактику ведения боевых действий, направленную в первую очередь на уничтожение мирного населения и разрушение гражданской инфраструктуры. Американцы ведут войны так, что потери среди мирного населения приближаются к 100%.
Необходимо также остановиться на выступлении 2-го советника посольства США Пола Картера. Американский дипломат отметил, что Соединенные Штаты неоднократно выступали в качестве защитника исламских интересов. Так было в Косово, где албанское население в массе своей исповедует ислам, в Кувейте, в Боснии. Америка вложила огромные средства в помощь пострадавшим от российской антитеррористической операции в Чечне, а сейчас выделяет 300 миллионов долларов для оказания гуманитарной помощи Афганистану. Рост исламофобии в мире, по словам г-на Картера, тревожит правительство США, и мы готовы с этим бороться.
На упреки в необоснованности нападения на Афганистан г-н Картер сказал, что спецслужбы США располагают необходимыми доказательствами причастности талибов к терактам 11 сентября, но обнародовать их не могут в виду того, что эти доказательства собраны оперативным путем, США озвучат их лишь после того, как минет угроза для жизни агентов, предоставивших эту информацию.
Неожиданно мало оказалось представителей религиозных конфессий. Российский ислам был представлен в лице муфтия Нафигуллы Аширова, который выступил одним из первых, заявив, что так называемый западный цивилизованный мир несет в себе столь много моральных и нравственных изъянов, среди которых легализация наркотиков, сексуальная распущенность, деградация семьи, что давным-давно утратил право считать себя единственно приемлемой цивилизацией. Деятельность США, Великобритании, Израиля он оценил как балансирующую на гране государственного терроризма, а в качестве основной причины исламского радикализма в Средней Азии назвал диктаторскую и репрессивную политику по отношению к мусульманам, главным примером такого отношения, по мнению Нафигуллы Аширова, является режим Ислама Каримова в Узбекистане.
Христиан представлял сотрудник Отдела внешних церковных связей Московской патриархии Роман Силантьев, не облеченный духовным саном. Его выступление носило характер скандала. От имени Московской патриархии он потребовал извинений от организаторов круглого стола на основании того, что в одной из региональных газет, которые распространяли в фойе различные участники круглого стола, он обнаружил статью, содержащую критику лично его деятельности. Представителей Татарского общественного центра (ТОЦ), участвующих в круглом столе, он обвинил в попытках убийства православных священников и поджогах церквей. В числе прочего он заявил, что "┘столкновение цивилизаций провоцируется и со стороны исламского мира. Мусульмане заинтересованы в этом столкновении. ┘Война между христианским и мусульманским миром необязательна, но РПЦ считает, что США имеют моральное право на возмездие. ┘Мы разделяем всех мусульман на умеренных и экстремистов, общин последних в России - десятки, и распространены они от Камчатки до Санкт-Петербурга, от Дагестана до Карелии".
Надо заметить, что ранее глава Русской Православной Церкви Патриарх Московский и всея Руси Алексий II дезавуировал информацию о том, что РПЦ с пониманием относится к американской акции возмездия.
Многие представители мусульманской общественности в кулуарах комментировали выступление Силантьева как провокационную попытку вмешательства во внутренние дела исламского сообщества России и обращали внимание, что он от имени Православной Церкви навязывает происходящему в Афганистане определение тотального противостояния христианства и ислама, но публично полемизировать с представителем РПЦ никто не стал.
Юридическую оценку действиям США дал доктор юридических наук, профессор Феликс Рудинский.
Феликс Рудинский обратил внимание на достаточно очевидный, но как-то обойденный вниманием факт. С точки зрения юриспруденции произошло следующее: 11 сентября в воздушном пространстве США были захвачены самолеты, принадлежащие американским авиакомпаниям, в самолетах находились граждане США, после захвата самолеты таранили небоскребы в американском городе Нью-Йорке и здание Пентагона в столице США Вашингтоне. Через 40 минут после теракта уже было озвучено имя виновника - бен Ладен. Следует отметить, что США не провели расследование и не осуществили судебные процедуры даже на внутригосударственном уровне. Предполагаемый преступник назван президентом (бен Ладен). И это считается достаточным юридическим основанием для принятия мер наказания в стране, которая гордится своей Декларацией независимости и Биллем о правах.
На основании Конституции США (ст. 1, раздел 8) конгресс имеет право объявлять войну. Но война - состояние межгосударственных отношений. Неясно, какому государству США объявили войну. Право определять страну, против которой будут действовать вооруженные силы, предоставлено президенту. Такая процедура представляется антиконституционной. Воспользовавшись этим обстоятельством, он начал военные действия против Афганистана, но при этом заявляет, что вооруженные акции будут предприняты и в отношении других стран. Все вышесказанное представляется сплошным юридическим абсурдом.
Круглый стол "Россия. Ислам. Глобализация" показал, что за вычетом РПЦ, представленной Романом Силантьевым, общество резко негативно относится к политической линии США после сентябрьских терактов. Сочувствие к американскому народу сменилось непониманием цели операции "Несокрушимая свобода". Многие расценивают ее как акцию устрашения всего мусульманского мира.