В НЕДАВНО изданном московским Центром Карнеги аналитическом сборнике "Ислам" высказывались сомнения в масштабах финансовой подпитки из-за рубежа чеченских сепаратистов и утверждалось, что, напротив, главные денежные потоки поступают в Чечню из России. Возможно, в настоящее время это именно так и происходит. Но в начале 90-х годов складывалась совсем иная картина, и иностранные исламские фонды щедро поддерживали тех наших сограждан исламского вероисповедания, которые готовы были любой ценой содействовать новой исламизации России.
Не осталась в стороне от этой деятельности и принадлежащие клану бен Ладена саудовские финансовые организации, в том числе и сотрудничающие с террористической империей "Аль-Каида".
В 1991 году Россию посетил с религиозной миссией родной брат "террориста # 1" Усамы бен Ладена Тарик бен Ладен. На оказавшемся в распоряжении "НГР" фото он стоит рядом с легкоузнаваемым муфтием в окружении представителей турецких исламских фондов. Тарик бен Ладен приехал в Ульяновск - в город, где проживает небольшая, но очень активная община мусульман. В Ульяновске высокий гость из Саудовской Аравии, кстати, представляющий королевское Министерство по делам ислама и вакуфа, встретился с известными российскими муфтиями Талгатом Таджутдином и Аюпом Дебердеевым.
Цель его визита была на первый взгляд самая что ни на есть благородная. Саудовский гость привез с собой деньги для строительства мечети. Правда, при этом младший бен Ладен почему-то не афишировал свой приезд, а, напротив, просил держать его в тайне. Наверное, причиной тому была особая скромность семьи бен Ладенов. Тарик привез деньги не в виде целевого счета в банке, с которого в принципе можно всегда проследить, кем и на какие нужды они расходовались, а прямо наличными. Меценат настаивал на том, чтобы в Ульяновске была выстроена грандиозная мечеть из белого мрамора, с двумя минаретами. Назвать мечеть собирались "Абдель Азиз бен Сауди" (в честь основателя саудовской династии короля Абдель Азиза), и должна она была сделать Ульяновск Северной Меккой. Конечно, не в смысле нового объекта хаджа, а в смысле нового центра исламской культуры. Всю сумму (по некоторым сведениям, 20 тысяч долларов) бен Ладен передал Талгату Таджутдину из рук в руки.
Дальше был скандал, деньги не пошли на строительства мечети, а бесследно пропали.
Надо заметить, что это не единственная сумма саудовского происхождения, которая попала в Россию через руки одного из самых известных муфтиев России, и вовсе уж не самая большая. И неясность ее дальнейшей судьбы тоже далеко не исключение.
В январе 1992 года Талгат Таджутдинов подписал договор с организациями Саудовской Аравии, по которому получил 1,5 миллиона долларов (об этом было сделано даже специальное заявление Совета муфтиев России). И в этом случае большая часть денег пропала.
У истории визита в Ульяновск бен Ладена-младшего есть еще один аспект. Информация о ней появилась в российской прессе в качестве сенсации в сентябре этого года, через неделю после таранов американских небоскребов, о ней написали в газетах "Жизнь" и "Сибирский курьер". Но встреча бен Ладена и двух муфтиев произошла 10 лет назад, в 1991-м, и о ней газета "Жизнь" даже не упомянула.
В 1991-м "террорист # 1" Усама бен Ладен, кстати, еще не был изгоем. Напротив, в Саудовской Аравии он был любимцем и героем - защитником мусульман, одолевшим в Афганистане страшного врага - Советский Союз. И семья, в том числе брат Тарик, еще не проклинала его публично. Да и, зная важность родственных связей у арабов, как-то не верится в искренность этих проклятий.
Но в России знали, кто такой бен Ладен уже в 1991 году. Ведь именно для борьбы против нас он готовил и финансировал афганских моджахедов.
Конечно, сам факт переговоров брата Усамы бен Ладена с российскими муфтиями еще не говорит об их причастности к международному терроризму. Конечно, Талгат Таджутдин мог и не знать в 1991 году о причастности клана бен Ладенов к международному терроризму. Но политическая беспринципность, позволявшая лидерам российских мусульман брать наличными большие деньги неизвестного происхождения, настораживает. Сегодня саудовцы являются объектом критики Талгата Таджутдина. Они, дескать, поощряют ваххабизм и строят мечети в исконной зоне "традиционного российского ислама". Прозревший в политическом и религиозном смысле Талгат-хазрат может подтвердить свои слова делами и публично вернуть все полученные от клана бен Ладенов средства саудовским миллионерам.
Тогда его словам будет гораздо больше веры.