Роскошная вилла Муллы Омара, бесспорного лидера и духовного предводителя Талибана, возвышается в Кандагаре на юге Афганистана.
Молодой, тридцатидевятилетний Омар является одним из наиболее таинственных персонажей Афганистана, как и его родственник Усама бен Ладен, первое лицо международного терроризма, на которого хотели бы наложить свои руки американцы, если бы "Талибан" не взял его под свою защиту.
Для своих противников Омар - марионетка в руках пакистанских секретных служб, для своих сторонников - герой войны против СССР, лучшим доказательством чего служат потерянный им глаз и четыре ранения в различные части тела.
Во время интервью он говорит весомо и осмотрительно, тихим голосом.
- Кабульское правительство "Талибан" признано только тремя государствами: Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами и Пакистаном. Как вы объясняете эту политическую изоляцию?
- Нам важно следовать словам Аллаха и сделать из нашего государства исламское общество.
- Оппозиция утверждает, что без военной и финансовой поддержки со стороны Пакистана ваши "студентов теологии" никогда бы не появились и не смогли бы выстоять ни минуты. Я не спрашиваю, верно ли это утверждение или нет, так как ответ очевиден, но мне хотелось бы спросить: что значит для вас Пакистан?
- Тем не менее я отвечу. Действительно, мы не смогли бы существовать без Пакистана. Однако тогда не было бы ни Раббани, ни Масуда, ни Исмаил-хана. Они должны быть благодарны именно Пакистану за то, что русские ушли из Афганистана. Чем был бы Раббани без поддержки Пакистана? Мы вместе сражались с коммунистическим дьяволом, и мы победили. Потом их опьянила власть, и на протяжение четырех лет они несли Афганистану лишь смерть и разрушение. Мы, талибы, вдохновленные словом Аллаха, принесли в страну мир и стабильность.
- Допустим, на большей части Афганистана, по крайне мере в южных регионах, сегодня царят относительные мир и благополучие, но вы не ответили мне о том, что значит для вас Пакистан?
- Пакистан - это братская страна, стремящаяся помочь Афганистану вновь обрести мир в вере в Аллаха.
- Большинство ваших решений подвергается резкой критике со стороны международного сообщества. Вы можете объяснять, что разрушение статуй Будды было вызвано предложением ЮНЕСКО и европейской комиссии выложить миллионы долларов за их спасение, хотя рядом с ними живут миллионы граждан, борющихся за существование; можно согласиться с тем, что введение чадры (бурка) на самом деле было принудительным только для женщин Кабула, и можно объяснить цензуру на телевидении тем, что ваше общество является традиционалистским. Но не кажется ли вам, что подобная позиция наносит вам вред в глазах внешнего мира именно в тот момент, когда вы наиболее остро нуждаетесь в поддержке?
- У нас есть свои принципы, и мы намерены соблюдать их. Если это является грехом в глазах мира, что ж, мы готовы претерпеть последствия этого здесь, на земле, чтобы насладиться плодами своего послушания в раю Аллаха. Мы хорошо знаем, что вы, западные люди, считаете нас сумасшедшими, но мы следуем только тому, что заповедано нам Кораном. Мы считаем упадочным ваш образ жизни, однако, не вмешиваемся в ваши решения.
- Только потому что не можете?
- Возможно, вы правы.
- Вашу веру разделяет миллиард мусульман, однако только три государства, в общем насчитывающие около 140-150 миллионов исламистов, признали ваше правительство. Возникает вопрос: неужели оставшиеся 800-900 миллионов являются испорченными?
-Вы путаете веру с правительством, состоящим из нескольких человек. Вы не учитываете экономические интересы, географические соображения, военные и политические альянсы.
- Вас обвиняют также в том, что вы оказали гостеприимство Усаме бен Ладену.
- Усама предстал перед исламским судом, который не нашел никаких доказательств его вины. Если у нас окажутся доказательства, свидетельствующие о его виновности, мы готовы передать Усаму бен Ладена трибуналу, в который войдут также отдельные представители Запада.
- Почему вы отказываетесь от создания коалиционного правительства с Северным альянсом Масуда и Раббани?
- Это неправда, что мы отказываемся. Мы только хотим знать, каковы их условия, и на каких основаниях должна строиться дискуссия. На эти простые вопросы ни Масуд, ни Раббани ответа не дали.
- Вам известен тот факт, что в мире вы больше известны благодаря вашим законам против женщин, нежели вашей реальной внутренней политике?
- Мы никогда не издавали законов против женщин.
- Нет? Им запрещено работать, учиться, свободно передвигаться по улицам. Как вы называете эти запреты?
- Традиции. Вы должны понять, что Афганистан - это страна, развивающаяся очень медленно. Радикальное изменение традиций приведет к полному расстройству общества и утрате контроля над ним.
- Следовательно, для афганской женщины свободы выбора не существует. Волей-неволей она должна оставаться внутри чадры, которая отчуждает ее от общества?
- Видите ли, вы привыкли использовать женщин как красивые финтифлюшки, украшающие вашу жизнь. Для нас же женщина должна быть целостной частью общества и сердцем семьи. Кроме того, неверно, что афганская женщина изгоняется из общества. Спросите у Шведской комиссии по Афганистану, какой процент женщин посещает школу в нашей стране. Сам я не хочу называть этой цифры, спросите у шведов. Поезжайте в Кабульский университет. На некоторых факультетах, например, на медицинском, процент учащихся женщин выше, чем студентов мужчин.
- В заключение, какой выход вы видите для Афганистана?
- Джихад.
(Перевод с итальянского Виктории Ванюшкиной)