ДАВНО известно, что большинство международных правозащитных организаций имеет претензии к правительствам азиатских республик, возникших на постсоветском пространстве, в области соблюдения прав человека. Нужно отметить, что со свободой вероисповедания дело обстоит приблизительно так же, как и с политическими и гражданскими правами.
В то время как в Москве чиновники объясняются с журналистами, почему одним религиозным организациям дают разрешение на регистрацию, другим же в этом отказывают. В республиках Средней Азии за подобными разъяснениями в таких же случаях стоит моральное и физическое давление на верующих вплоть до прекращения их "альтернативной" религиозной деятельности как таковой.
Такие весьма нелицеприятные картины можно наблюдать на всех бывших советских землях бывшего Советского Союза в современной Средней Азии. Отношение прокуратуры и милиции к верующим отличных от ислама и православия религиозных концессий поразительно. Поражает же оно всех тех, кто не получил государственного благословения на проповедь в виде регистрации. Обратим на это внимание.
Сказать, что за чтение Библии можно угодить за решетку, - значит сгустить краски. Но сказать о том, что можно оказаться в отделении милиции и быть избитым за проведение службы, - что-то недоговорить┘ Чтобы не быть голословным, можно обратиться к примерам преследований по религиозному признаку, благо, их предостаточно.
Попытки запретить незарегистрированную баптистскую церковь, согласно сообщениям Кестонской службы новостей, являются лишь частью кампании, проводимой судами, милицией и прокурорами Казахстана с целью запрещения незарегистрированных общин различных вероисповеданий. Тем самым игнорируются международные обязательства страны в области свободы совести и свободы собраний. Так, одному из верующих в милиции пригрозили: "В советские годы таких (верующих. - А.О.), как ты, убивали. Теперь вы себя чувствуете в безопасности, но мы вам еще покажем". Когда же он отказался подписывать заявление, в милиции его начали бить пластиковой бутылкой с водой по спине, животу и голове. Подделав его подпись, милиционеры сами написали за него заявление.
Согласно распоряжению Министерства юстиции, баптисты Узбекистана должны прекратить занятия в воскресных школах и отозвать дипломы преподавателей религиозных дисциплин. При этом баптисты подчеркивают, что все уставы зарегистрированных в стране Церквей содержат положение о том, что они могут открывать воскресные школы для изучения Библии и другой религиозной литературы и что все эти уставы были утверждены соответствующими (государственными) органами.
Многие информационные агентства сообщают о постоянном давлении на религиозные общины в Туркменистане. Властями закрыты храмы и воскресные школы, высланы сотни иностранцев, заподозренных в причастности к религиозной миссионерской деятельности, конфискована часть собственности, в тюрьму заключены религиозные активисты, некоторые из них были вынуждены покинуть родину, находя спасение и политическое убежище на Западе.
Из стран Средней Азии положение "инаковерующих" хуже всего именно в Туркменистане. Облавы, аресты и избиения, устраиваемые КНБ (аналог бывшего КГБ) в отношении религиозных меньшинств, случаются в Туркменистане достаточно часто. Кроме того, правительство последовательно осуществляет политику, направленную на искоренение деятельности всех религиозных групп, не принадлежащих к исламу или русскому православию. Из-за жестких требований в Туркменистане только мусульмане-сунниты и православные христиане зарегистрировались как официальные религиозные организации.
Не исключено, что, разделавшись с протестантами, туркменские власти попытаются почистить и мусульманское духовенство. В последние годы туркменские чекисты активно внедряют агентуру в мусульманскую среду.
Многие верующие, опасаясь увольнения с работы, побоев, психологического и административного давления (в Туркменистане известны случаи, когда баптистов заставляли принять ислам под угрозой лишения родительских прав), отказываются предоставлять свои данные в республиканские министерства юстиции, что необходимо для регистрации общин, обрекая себя тем самым на "незаконное" религиозное существование.
Несмотря на то что государство теоретически имеет обязательства в области прав человека и законодательство, которое не запрещает деятельности незарегистрированных религиозных общин, каждый день фактически происходит обратное: структуры власти считают незарегистрированную религиозную деятельность незаконной. Хочется обратить внимание на то, что таким образом выработался механизм подавления религиозной жизни "иноверцев".
Подобная ситуация складывается в Казахстане, Узбекистане, Туркменистане, Таджикистане, Азербайджане: верующим всеми путями не дают возможности зарегистрировать Церковь, и значит, вполне "официально" не дают существовать незарегистрированной Церкви. В этих странах психологическому давлению подвергаются даже адвокаты, берущиеся за религиозные дела.
Неприкосновенность жилища для верующего не может служит защитой. В частные дома и квартиры, в которых живут и собираются на встречи люди, в любой момент могут ворваться представители правопорядка под предлогом проверки документов или информации о хранении наркотических веществ по данному адресу.
Зачастую людям не остается ничего, кроме как проводить службу вне храма. И, опасаясь преследований, многие из них возобновили практику проведения богослужения под открытым небом, существовавшую в годы советской власти. Но "неофициальное" богослужение запрещено повсеместно, и небо не может послужить защитой. Точно так же появляются милиция, представители администрации и так же запрещают проведение службы.
Получается, что даже в коммунистические годы власть более лояльно относилась к религии. В целом можно утверждать, что демократия из протокольного словечка в официальных документах не станет свободным словом, звучащим в храмах и на площадях, до тех пор, пока авторитарные режимы среднеазиатских республик с их клановой структурой не уйдут в прошлое.
Пока на это можно только надеяться. Сейчас же любая миссионерская деятельность в Средней Азии и Казахстане сопряжена с риском для жизни, здоровья и свободы проповедников, их семей и паствы.