За 26 веков существования буддизма в разных школах и направлениях выработались свои методы и практики "падиятры" - пути к нирване, свои приемы устранения ненависти из души как главного камня преткновения на этой дороге. И если дзен-буддист, верящий в возможность мгновенного просветления, принципиально не думает о достижении нирваны и ровным счетом ничего для этого не предпринимает, то остальные школы, в особенности махаянские ордена, с ненавистью борются весьма деятельно. Буддисты махаяны, положившие во главу угла учение Шакьямуни, именуемое Сутрой о Цветке лотоса чудесной дхармы, уже с IV века сделали своим главным занятием проповедь этой Сутры.
В Японии эта школа получила название "Ниппондзан Меходзи" ("Учение о Цветке лотоса чудесной дхармы на Горе восходящего солнца"). Ее члены, или бхикшу, как правило, монастырей не строят, а только странствуют. В 1917 г. этот орден основал Нитидацу Фудзии-сенин, проживший с 1885 г. ровно 100 лет. И все 70 лет своего служения Нитидацу-сан, бывший, как все буддисты, убежденным пацифистом, не просто провозглашал принципы мирного сосуществования, но активно выступал за прекращение всех войн, как мировых, так и локальных, которых в период его жизни было предостаточно. Его дело продолжил его главный ученик Дзюнсэй Тэрасава, родившийся 15 сентября 1950 г. и принявший постриг в 19 лет.
Шесть лет провел Тэрасава вместе со своим учителем в монастырях Бхубанешвара, Бомбея и Непала, где изучал духовную литературу и строил храмы и святилища-ступы. Когда многие индусы, внимая проповедям японцев, стали обращаться в махаяну и вступать в движение "новых буддистов", некоторые радикально настроенные индуисты устроили беспорядки, после ликвидации которых в Бомбее возникло молодежное буддийское движение за мир. Позднее на заседании Азиатской буддийской конференции за мир (АВСР) принято решение о строительстве ступы для объединения буддистов Индии, оно было поручено Фудзии и его юному ученику. Так на родине Будды появился филиал японского ордена "Ниппондзан Меходзи", который стал проповедовать ахимсу (ненасилие), один из главнейших даров Дхармы, более активно, чем это получалось у местных последователей Шакьямуни. Махамантра Лотосовой сутры "Наму-Ме-Хо-Рэн-Гэ-Ке", составленная в XIII веке японским бодхисатвой Нитирэном дайсенином на основании книг Будды, вернулась на свою историческую родину.
Антивоенные демонстрации и другие акции протеста, проводимые орденом, привели к тому, что, возможно, под давлением США индийское правительство было вынуждено запретить деятельность "Ниппондзан Меходзи". В апреле 1975 г. Фудзии и его ученики покинули Индию и переехали в Европу, где вместе с представителями местной сангхи возобновили борьбу за прекращение холодной войны и за мир во всеми мире. Нитидацу-сан и его молодой коллега Тэрасава сблизились и подружились с главными пацифистами Великобритании и Европы и активистами ОБСЕ. Они организовали и провели несколько маршей мира, заложили несколько ступ и объявили территории вокруг них безъядерными зонами.
До 1984 года совершал свою миротворческую миссию Фудзии, но зимой 1985 года он покинул мир Саха в ашраме на горе Нисики-га-ура вблизи тихоокеанского города Атами. Осиротевший Тэрасава продолжил дело своего учителя и стал проповедовать Лотосовую сутру везде, где в тот момент в мире была особая нужда. Настоятель храма Тоседайдзи передал Тэрасаве бесценную реликвию - шариру (прах) самого Будды, который стал сопровождать его во всех миссионерских путешествиях уже с 1975 г. Отныне Махамантра "Наму-Ме-Хо-Рэн-Гэ-Ке" и дробь барабана - тайко Дзюнсэя-сан сопровождают все важнейшие встречи руководителей ведущих стран мира. Лондон и Женева, Нью-Йорк и Западный Берлин приветливо встречали невысокого улыбчивого бритоголового человека в белом кимоно и шафрановой накидке, чья проповедь мира была направлена к сильным мира сего.
Когда в нашей стране началась перестройка, Тэрасава сразу почувствовал опасность, к которой могут привести столь резкие и глобальные реформы, и поэтому он счел своим долгом прибыть в СССР. В 1988 г. в Кремле он вручил Горбачеву частицу шариры. Проповеди Тэрасавы в СССР о мире и терпимости оказались близкими и понятными не только его единоверцам - представителям тибетской сангхи, ныне возглавляемой хамбо-ламой Дамбо Аюшевым, но и представителям остальных конфессий. К сожалению, прах Шакьямуни Советский Союз от разрушения не спас, но упрекать в этом буддийского монаха было бы несправедливым.
В сентябре 1993 г. автор встретил на Ильинке четырех бритоголовых юношей в кимоно, бивших в плоские барабаны и повторявших "Наму-Ме-Хо-Рэн-Гэ-Ке". Это были ученики Тэрасавы московской сангхи "Ниппондзан Меходзи".
В декабре 1994 г. началась чеченская война. Все бхикшу московской и донецкой сангх начали активно протестовать против нее. 25 февраля 1995 г. по их инициативе правозащитники из "Мемориала" и участницы Комитета солдатских матерей по главе с Кирбасовой и Севрук решили совершить Марш материнского страдания. Вот что рассказал один из участников этого марша бхикшу Гесин (Феликс Шведовский): "8 марта мы выехали из Москвы и 24 марта были в Самашках, которые впоследствии не раз подвергались обстрелам и бомбардировкам. 25 марта, когда мы двинулись от Самашек до Ачхой-Мартана, нас остановили бойцы СОБРа и ОМОНа внутренних войск, которые военным самолетом вернули нас в Москву. Офицеры объяснили нам, что опасаются за нашу жизнь. На самом деле нашей жизни ничего не угрожало, потому что чеченцы встречали нас дружелюбно и присоединялись к нашему маршу. Именно накануне 26 марта к Самашкам подошла большая колонна чеченских женщин и стариков, которые хотели к нам присоединиться, но военные этому воспрепятствовали. В Москве мы долго не задержались, но уже 8 апреля вылетели в Назрань, откуда к 10 апреля добрались до Серноводска. Оттуда мы пошли пешком через уже "зачищенные" Самашки и дошли до заполненного федеральными войсками Грозного.
Во второй раз наш орден принимал участие в антивоенной акции в 1998 г., когда проходил Широкий марш мира по Евразии, направленный против испытания ядерного оружия Индией и Пакистаном. Этот марш Тэрасава назвал "В Новый век без войн и насилия" и начал его около памятника Махатмы Ганди 3 июля. В мае этого года день рождения Сидхарти Гаутамы индийские и пакистанские военные кощунственно провозгласили днем начала ядерных стрельб. После 2-дневной молитвы мы прибыли на Тульскую землю, в Ясную Поляну. Мы вышли из Ясной Поляны тем путем, каким в 1910 г. навсегда ушел из своего дома великий русский писатель, посетили Киев, Харьков, а затем добрались до Кавказа. Через Ингушетию, Чечню, Северную Осетию, Грузию, Абхазию, Армению и Нагорный Карабах мы дошли до Азербайджана, где к нам присоединился Виктор Попков. Из Баку мы двинулись дальше. Переправились на пароме через Каспийское море в Туркменистан, оттуда через Казахстан добрались до Киргизии, откуда вылетели в Дели. Мы, конечно, хотели побывать и в Афганистане, но попасть туда можно только через Иран, где нам бы визы не дали.
В Женеве в этом году Тэрасава хотел провести голодовку за мир в Чечне. МИД России отказал Дзюнсэю во въездной визе еще в 2000 году. К сожалению, после того как нашего учителя перестали к нам пускать, мы не можем перерегистрировать свою московскую сангху в соответствии с новым федеральным законом о свободе совести, и сейчас я практически один.
Будем надеяться, что мечта 29-летнего русского буддиста, религиозного журналиста и миротворца, осуществится. А пока Гесин, чье ритуальное имя переводится с японского как "Деяние истины", продолжает активно участвовать в борьбе за прекращение войны в Чечне.