Парадокс, но на протяжении сотен лет Иерусалим - одно из самых святых мест на земле - множество раз становился поводом для битвы. На прошлой неделе палестинский лидер Ясир Арафат заявил, что Иерусалим станет центром интифады. По утверждению израильской полиции, число инцидентов в Иерусалиме и его окрестностях действительно увеличилось. Впрочем, с самого начала арабо-израильского конфликта вопрос о статусе Иерусалима являлся одним из самых принципиальных. Основной целью палестинской интифады является провозглашение независимости Палестины со столицей в Иерусалиме (аль-Кудсе).
То, что произошло на Храмовой горе 29 июля, стало лишь еще одним маленьким сражением в великой битве за Иерусалим. В этот день евреи отмечали 9 ава - День скорби по двум разрушенным Иерусалимским Храмам. Постом и молитвой отмечают этот день иудеи во всем мире. Их не покидает надежда на приход Мессии (Машиаха), когда воцарится на земле царство Божие и будет восстановлен третий Храм. Существует пророчество, что Мессия придет в этот мир 9 ава. Для этого все евреи должны собраться в Израиле.
В этом году группа религиозных евреев "Ревнители Храмовой горы" решила провести церемонию закладки краеугольного камня будущего третьего Храма. Понятно, что церемония с самого начала носила символический характер, но в тот момент, когда страсти в регионе накалены до предела, любое неосторожное слово, а тем более жест могут привести к трагедии. На этот раз все обошлось, если можно так сказать о 15 раненых израильских полицейских и 50 арабах. Во избежание беспорядков израильская полиция настояла на том, чтобы церемония закладки прошла не в Старом городе, а возле селения Сельван около торгового центра "Гивати".
В случае проведения церемонии в Старом городе все могло бы закончиться кровавым побоищем. С утра на Храмовой горе собралось около тысячи мусульман, протестующих против осквернения израильтянами мечети Аль-Акса. Один из лидеров палестинской экстремистской организации ФАТХ, Хатам Авад аль Кадар, заявил, что никто из поселенцев или израильских солдат, приблизившихся к мечети, не покинет этого места живым. Даже найденный полицией компромисс изменения места закладки камня не помог обойтись без жертв. На евреев, молящихся у Стены плача, обрушился град камней. Израильские военные вошли на территорию комплекса мечети Аль-Акса. Начальник управления израильской полиции Мики Леви заявил, что для разгона арабских демонстрантов на Храмовой горе полицейские использовали только слезоточивый газ. Очевидцы утверждают, что применялись шоковые гранаты, слезоточивый газ и резиновые пули. Столкновения арабов с израильской полицией и военнослужащими продолжались в течение нескольких часов на территории всего Старого города.
Сам факт того, что "Ревнители Храмовой горы" согласились перенести церемонию в другое место, еще раз подчеркивает символический характер акции. Никто не собирался возводить Храм и уж тем более разрушать мечети, построенные на горе, как утверждали многие мусульманские лидеры, разжигая страсти среди палестинцев. В этой ситуации град камней, обрушившийся на евреев, молящихся у Стены плача, стал примером того, как легко вызвать народный гнев. И хотя арабские политики были едины в своем возмущении акцией "Ревнителей Храмовой горы", были среди них и такие, кто, подобно арабскому депутату кнессета Ахмеду Тиби, "лично отнимал камни у манифестантов".
Кстати говоря, акции "ревнителей" уже не первый раз провоцируют столкновения между арабами и евреями. В 1995 году двенадцать активистов этого движения в День независимости Израиля пришли на гору, требуя разрешения помолиться. Израильская полиция попросила их покинуть территорию Храмовой горы, но "ревнители" отказались. В результате начались столкновения между полицией и мусульманами, требующими, чтобы евреи покинули гору. Активист движения Йехуда Эцион был обвинен в нарушении порядка и организации противозаконных сборищ. Только в конце февраля этого года обвинения с него были сняты. Судья мирового суда Иерусалима заявил, что "полиция совершает ошибку, не позволяя евреям молиться на Храмовой горе".
Целью "Ревнителей Храмовой горы" является стремление отстоять свое право молиться в святом для них месте. После Шестидневной войны 1967 года Израиль передал Храмовую гору в управление Исламскому религиозному совету. Сейчас Храмовая гора (или же в переводе с арабского Святое место, священная территория - "аль-Харам аш-Шариф"), на которой расположены мусульманские святыни мечети Аль-Акса и Куббат ас-Сахра, находится в ведении палестинского Управления вакфов. Посещение этой территории разрешалось всем желающим при условии, что не нарушаются чувства мусульман. Евреи могли совершать молитву во дворе мечети Аль-Акса, но максимум вдвоем. Как известно, иудеи могут молиться в любом количестве, но наиболее полноценной молитва считается, когда собирается минимум 10 мужчин старше 13 лет.
В августе прошлого года ревнители также пытались пройти на Храмовую гору, тогда столкновения между ними и мусульманами обошлись без жертв. Управление вакфов закрыло доступ для немусульман на Святую территорию, в ответ израильская полиция установила блокаду Храмовой горы и не допускала туда мусульман. Инцидент был быстро исчерпан, доступ в святое для представителей разных религий место был снова открыт. Кстати, поход одного из лидеров оппозиции Ариэля Шарона на Храмовую гору спустя месяц после этих событий с точки зрения закона был правомочен. Другое дело, что подобные действия оскорбляют чувства мусульман. Проблема в том, что палестинцы испытывают немало унижений, и любая демонстрация превосходства и силы подливает масло в огонь.
С начала интифады Аль-Акса доступ евреям на Храмовую гору из соображений безопасности запрещен. В Старом городе недалеко от Стены плача стояла (может быть, и продолжает стоять) палатка религиозных евреев, протестующих против такого решения. Кстати, среди верующих иудеев существуют и противники посещения Храмовой горы. По одной из версий, пока не возведен третий Храм, иудеи не могут вступать на гору.
Споры о том, стоит ли евреям бороться за право посещения Храмовой горы, возникают не только в религиозных кругах. По-разному в израильском обществе относятся и к "Ревнителям Храмовой горы". Вот несколько цитат из израильских русскоязычных газет "Вести" и "Время": "Кому-то надоело плакать у стены, кто-то решил поднять голову и посмотреть вверх┘ Действующие правила посещения Храмовой горы - типичный образчик израильского государственного антисемитизма┘ С Храмовой горы мы либо скатимся с моря, либо возвысимся над всей Землей Израилевой". Представители таких идей считают, что символический контроль над Храмовой горой бесполезен. Зачем владеть территорией, если не имеешь права ею пользоваться? Такая ситуация, по мнению ревнителей, недопустима. Представители же левых взглядов считают, что ревнители "показали себя ограниченными фанатиками, близоруко пренебрегающими судьбой своего народа┘ Их поступок свидетельствует об отсутствии истинной веры┘ Они решили поторопить Мессию".
Торопить Мессию действительно не следует. Как говорится, "всему свое время". К сожалению, религия - это не только вопрос веры, но и политики. Видимо, придется ждать Мессию, чтобы исполнилось пророчество: "Не поднимет народ на народ меча и не будет более учиться воевать".