Похоже, в нашей матушке России действительно не все в порядке, если все чаще становится правилом на страницах газет и журналов нетактично отзываться о народе, к которому я имею честь принадлежать. Уже первые строчки статьи Орхана Карабааги "Не бывать мечети в Петрозаводске" начинаются словами: "Существует особый миф о веротерпимости русского человека..." Как сильно сказано, а, читатель? И главное - бьет наотмашь. Одним росчерком пера уважаемый автор вообразил всех русских чуть ли не ненавистниками всякой веры. Можно ли представить себе в наше время подобное эссе в адрес другой нации? Дальше больше... Оказывается, "ситуация, сложившаяся вокруг исламского джаамата в Петрозаводске", заставила Карабааги "усомниться в толерантности русского народа к иноверцам". Вот так. Один факт перевернул все представления автора о русских и подвигнул его на написание столь "замечательной" статьи. Хотелось бы возразить, но начнем по порядку.
Во-первых, не вызывает сомнения отсутствие в приведенных высказываниях всяких моральных норм и принципов в отношении представителей другой веры и национальности. Можно ли представить себе подобное, сказанное православным автором в адрес, например, татар, евреев и т.д. (по выбору читателя)? Конечно, же нет.
Во-вторых, с научной точки зрения крайне непродуктивно делать обобщающие выводы по частным, отдельным фактам, а случай в Петрозаводске именно таким и является.
В-третьих, история Российского государства свидетельствует, что если бы у русских - титульной нации страны - отсутствовала бы эта самая толерантность (в том числе и веротерпимость), то наше государство называлось бы сейчас Русью, но никак не Россией; оно было бы мононациональным, а все "почти исчезнувшие этносы русского Севера" давно стали бы русскими, примерно так же, как "американцами" стали десятки миллионов индейцев Северной Америки, а "испанцами" - многочисленные этносы Латинской Америки, как становятся сегодня "пуштунами" все остальные народности исламского Афганистана.
Однако дело даже не в исторических примерах и сопоставлениях. Рассуждать о наличии либо отсутствии толерантности у того или иного народа все равно, что делить его на хороший или плохой, чего, как известно, делать нельзя. Другое - оценивать уровень общественного сознания, но при этом надо иметь в виду, что оно всегда исторично, подвержено влиянию разнообразных факторов, а уж ее составляющая - общественная психология - и тем паче. В свете сказанного вполне понятна реакция жителей Петрозаводска на попытку мусульманской общины построить в городе мечеть. Все последние войны СССР и Россия вели с противником, воевавшим под зеленым знаменем, и думается, что немалая часть жителей Карелии полегла в горах Афганистана и Чечни. К тому же усиливавшаяся миграция кавказских этносов, в большинстве своем мусульман, в глубь территории России в 90-х гг. ХХ в., опыт хозяйственно-бытовых контактов русских с ними не дают оснований оценивать их как благоприятные для самой многочисленной нации страны. Все это, безусловно, легло своего рода психологическим фоном на действия жителей Петрозаводска.
Наконец, внимательное чтение статьи привело меня к совершенно иным выводам, чем сделал уважаемый автор. Заметь, читатель, в Петрозаводск - исконно православный анклав - приехал никому неизвестный русский Мустафа и среди нетолерантных русских "начал активную проповедь ислама преимущественно среди представителей творческой интеллигенции и студенчества". Думается, что "активная проповедь" среди указанных групп населения означает как минимум распространение агитационных материалов, организацию собраний, встреч, массовок и всякого рода тусовок. То есть новоприбывший спокойно вел агитацию за нетрадиционную для этих мест веру, пропагандировал ислам среди наиболее образованной части столичной общественности.
Далее автор пишет, что "власти Петрозаводска (власть эта состоит, как я предполагаю, в большинстве своем из людей православных. - В.К.) отнеслись к общине (мусульманской. - В.К.) более чем лояльно". Так в чем же дело? Оказывается, что носитель этой власти, народ, выступил против и забросал мэрию Петрозаводска жалобами (опять же, читатель, всего лишь бумагой, а не булыжниками. - В.К.), что, по мнению уважаемого Карабааги, и является главным доводом отсутствия веротерпимости у русского народа. Более того, этот неверотерпимый народ в лице столичных граждан согласился на совместную встречу с членами мусульманской общины и там высказался против постройки мечети. Спрашивается: что же такого незаконного, недемократического совершил наш русский народ в лице петрозаводчан? Или, по мнению Карабааги, он должен лишь внимать, но никак не реагировать на события, происходящие в городе? Довольно странная позиция, в особенности если учесть положение нашей православной паствы в мусульманских анклавах страны.
В заключение хотелось бы сказать, что раздувание петрозаводского случая до уровня межконфессиональных, межнациональных отношений - это и есть "живой пример манипуляции общественным мнением", которое действительно "способно привести к катастрофическим последствиям...".