ПОЧТИ два месяца националистические организации в России и Приднестровье призывали к расправе над теми, кто отказался признать назначение епископа Юстиниана ректором Кишиневской семинарии. "НГ-религии" подробно освещали развитие этого конфликта (см. # 9 от 16.05 и # 10 от 30.05.2001 г.). Не было сказано лишь об одном: националистические организации развернули беспрецедентную кампанию по травле епископа Доримедонта, монахов Ново-Нямецкого Кицканского монастыря и преподавателей Кишиневской духовной семинарии. Подобные обращения, заявления и "аналитические" записки заметно осложнили обсуждение молдавского вопроса на Синоде 17 июля.
Еще в мае Союз православных граждан, претендующий на выражение политических интересов православных в России и на Украине, выступил с провокационным заявлением, в котором обвинил "взбунтовавших монахов и преподавателей-националистов" ни много ни мало, как в предательстве православия. В заявлении СПГ удивляет не только отсутствие каких бы то ни было пояснений, но и стилистка документа, которая больше напоминает донос, чем публичное заявление общественно-политической организации.
В том же духе высказались анонимные сотрудники Института стран СНГ Константина Затулина, которые без обиняков "рекомендовали" Священному Синоду расправиться с монахами из Кицканского монастыря. Будучи не в силах подкрепить свои обвинениями ссылками на каноны, они решили запугать Синод: "Пойдя на малейшие уступки, она (московская церковная власть - прим. С.Ч.) создаст опаснейший прецедент, проявит себя слабой и непоследовательной, способной поддаваться шантажу. Это не только приведет к потере Молдавии и Приднестровья, но и вызовет цепную реакцию на Украине, в Эстонии".
Особенно жестко проводилась кампания по дискредитации епископа Доримедонта, проректора Кишиневской семинарии и духовника многих монахов Ново-Нямецкого монастыря. В той же аналитической записке Института стран СНГ говорится: "Неформальный лидер бунтовщиков - епископ Единецкий Доримедонт (Чекан), по всей видимости, предназначен на роль лидера раскола, призванного оторвать Молдавскую митрополию от Московского Патриархата". Главная задача публикаций - добиться если не запрета епископа Доримедонта в служении, то хотя бы его перевода на епархию за пределами Молдовы. Такой прецедент случился совсем недавно: в 1995 году из Молдовы на далекую Абаканскую кафедру был удален епископ Викентий (Морарь), также пользовавшийся огромным авторитетом в Молдове.
Следует сказать, что и в самой Молдове накануне Синода предприняты попытки резкого обострения ситуации. Неожиданно для многих был проведен сбор подписей с требованием предоставления "реальной автономии" Молдавской митрополии. По сведениям интернет-журнала "Соборность", молдавское духовенство принуждали ставить подписи под этим обращением. Единственными, выступившими категорически против, оказались те самые монахи из Ново-Нямецкого монастыря, обвинявшиеся в "румынском национализме". Накануне Синода они еще раз доказали свою верность Русской Церкви.
Без сомнения, члены Синода испытывали беспрецедентное давление, поэтому и удивительно, что синодальное решение оказалось очень мягким. В официальном сообщении говорится, что Синод рекомендовал перенести семинарию из Кицканского монастыря в Кишинев или его окрестности, а возглавить семинарию вновь поручено митрополиту Владимиру. Организовать переезд семинарии в Кишинев Синод поручил епископу Доримедонту. Другими словами, позиция не принявших назначение епископа Юстиниана встречена членами Синода с пониманием, а само решение о назначении епископа Юстиниана ректором семинарии фактически отменено. Масштабная пропагандистская кампания русских националистов в СМИ полностью провалилась.
В чем здесь дело? С самого начала церковно-административный конфликт был переведен в политическую плоскость. За епископом Юстинианом стояли власти никем не признанной Приднестровской республики, а за монахами Кицканского монастыря - власти Республики Молдова. С кем в этой ситуации вести переговоры вполне очевидно. И не случайно, что за пять дней до заседания Синода Москву с рабочим визитом посетил президент Молдовы Владимир Воронин, который не только встретился с Владимиром Путиным, но и провел закрытые консультации с Патриархом Алексием II. Молдавские СМИ сообщают, что основное внимание на встрече было уделено вопросу о разрешении конфликтной ситуации, сложившейся вокруг Кицканского монастыря. И по итогам встречи президент Молдовы заявил, что Патриарх нашел "мудрое решение этой проблемы".
Мы не знаем, какие аргументы использовал Воронин в беседе с Патриархом, однако можно предположить, что речь прежде всего шла о сохранении влияния и авторитета Русской Православной Церкви в Молдове. Если бы кампания русских националистов увенчалась успехом, то сильнейший удар был бы нанесен прежде всего по самой Русской Церкви.
Не исключено, что правительство Молдовы согласилось взять на себя часть расходов по переводу семинарии из Кицкан в Кишинев, так как только церковными силами закончить подготовку помещений и совершить переезд к началу учебного года было бы просто нереально.
Конфликт вокруг Кицканского монастыря и Кишиневской семинарии показал, что среди православных в России растут националистические настроения, идет формирование новых околоцерковных националистических группировок, которые не способны к братскому диалогу с "нерусским православием". Эти группы усиленно ищут не только поддержки маргинальных политологических центров, но и сторонников среди епископата.
Несмотря на давление, Синод отказался поддержать эти группировки и еще раз засвидетельствовал, что в многонациональной Российской Церкви будут и впредь учитываться интересы автономных Церквей, находящихся в составе Московского Патриархата.