Публикуя настоящий материал, редакция "НГ-религий" извещает читателей, что изложенное ниже основано преимущественно на информации одной из конфликтующих сторон. При желании со стороны старообрядческой Архиепископии в Новозыбкове мы готовы поместить и ее точку зрения на описываемую ситуацию.
Успенский старообрядческий приход в Курске, как и большая часть сообществ древлеправославных Курской области, принадлежит к так называемым беглопоповцам. Это прозвание получили потомки и идейные наследники тех старообрядцев, которые в 1846 году не признали каноничным принятие в Белой Кринице митрополита Амвросия и не подчинились ни ему, ни его преемникам. До 1923 года они не имели своего епископата, продолжая принимать через миропомазание "в сущем сане", священников и диаконов, переходивших из Синодальной Церкви. В названном же году (подобно тому, как намного раньше, митрополит Амвросий) к "бегылопоповцам" перешел Саратовский обновленческий архиепископ Николай (Позднев). Так в России возникла вторая (после "белокриницкой") иерархия старообрядческого духовенства.
В настоящее время ее центр (Архиепископия) расположен в г. Новозыбкове Брянской области, предстоятелем является архиепископ Александр (Калинин). Пережившие, как и все конфессии бывшего СССР, жестокие репрессии, это старообрядческое согласие еще в середине 1980 годов было одним из малочисленных: количество официально зарегистрированных приходов не достигало и двадцати. После 1988-го положение стало меняться, храмы "новозыбковцев" начали возрождаться и строиться десятками. Курск не остался в стороне от этого процесса.
В 1992 году возрожденной местной общине был передан храм XVIII века, до закрытия в годы репрессий бывший синодальным. Курская епархия РПЦ положительно отнеслась к этому решению светских властей. Настоятелем нового прихода Новозыбковская Архиепископия назначила священноинока (иеромонаха) Аполлинария (Дубинина), человека весьма во многом незаурядного. До и в значительной степени после рукоположения основное содержание его жизни - большая наука (квантовая химия). Он является доцентом Московского химико-технологического университета им. Менделеева, автором научных работ, постоянным участником форумов специалистов в своей отрасли. Помимо этого отца Аполлинария можно было видеть (и слышать его доклады, которые затем публиковались) почти на всех конференциях по истории и культуре старообрядчества, проводившихся в последнее десятилетие. На этих мероприятиях он был практически единственным представителем Новозыбковской Архиепископии. Неутомимая энергия талантов священноинока, позволившая ему успешно совмещать научную и преподавательскую работу с церковным служением, возрождением полуразрушенного храма, явилась источником глубокого уважения к отцу Аполлинарию, причем не только со стороны старообрядцев. Однако наибольшую любовь он снискал со стороны своих курских прихожан. Неудивительно, что когда в Новозыбкове был поднят вопрос об учреждении в Курске старообрядческой епархии, настоятель Успенского храма стал рассматриваться как возможный кандидат в епископы. Здесь и начались сложности.
Вероятно, быстрое повышение "слишком умного" священноинока не устраивало кого-то в Архиепископии. Вопреки мнению многих священников (вопрос по старообрядческой традиции рассматривался на Соборе), в Курск был прислан епископ Лев, не имевший ни прямого отношения к возрождению храма, ни авторитета среди прихожан. Это назначение поколебало в среде курских старообрядцев уважение к духовному центру в Новозыбкове.
В 1998 году ситуация приобрела скандальный характер. Тогда Новозыбковской Архиепископией и владыкой Львом с целью "нивелировки значения" отца Аполлинария предпринята попытка освятить окончательно воссозданный к тому времени храм в Курске в отсутствие его настоятеля. Однако прибывшие к зданию архиепископ "всея Руси", епископ Курский и сопровождавшие их лица увидели лишь большой замок на воротах и пустой церковный двор. Прихожане таким образом дали понять, что отказываются "подыгрывать" интригам против своего пастыря. "Возмездие" отцу Аполлинарию не заставило долго ждать. Когда он посетил Новозыбков после поездки по Палестине, его принудили пройти миропомазание, как присоединяемого еретика(!). Формальным основанием было подозрение, что, находясь в Святой Земле, священноинок вступил в церковное общение с представителями нестарообрядческой конфессии. Фактически же это действие содержало унижение и угрозу: смотри, мол, можем и отступником ославить! Возможностей для диалога в этой обстановке оставалось все меньше...
16 декабря 1999 года произошел окончательный разрыв. Приход Успенского храма в Курске, а с ним еще семь общин и не только в Курской области вышли из-под "новозыбковской" юрисдикции. Архиепископия же подвергла отца Аполлинария и его последователей прещениям и вскоре начала тяжбу с Курской старообрядческой общиной в светском суде за право распоряжаться зданиями и иным имуществом прихода. Мирская власть, обескураженная степенью непримиримости верующих, пока воздерживается от резких силовых акций, ограничиваясь призывами к такому диалогу, который бы учитывал мнение большинства прихожан.
А представители Новозыбкова недавно провели уже четвертую попытку захватить храм в Курске. 30 июня, в будний день, когда в Успенский церкви шла "заказная" панихида в присутствии всего шести человек, в храм вошли восемь священников, официально направленных в Курск Архиепископией. Они потребовали от молящихся освободить храм и его территорию и подтвердили требование, так сказать, физически. Рядом находились адвокат, нанятый "новозыбковской" стороной для ведения судебного процесса, а также сотрудница местного телеканала "Такт". Шестеро богомольцев под давлением "превосходящих сил противника" были вынуждены уступить.
После этого занявшие храм священники находились в нем (и даже ночевали) в течение десяти дней. Они совершали службы, количество прихожан на которых колебалось от четырех до пятнадцати человек (некоторых из них специально привозили на автобусе из "верных Новозыбкову" общин). Все эти дни за церковной оградой во главе примерно восьмидесяти молящихся служил Аполлинарий. Сегодня он считается своими сторонниками епископом Курским. В архиерейский сан его возвел румынский старообрядческий епископ Евмений, поставленный Новозыбковской Архиепископией, но не разделяющий ее мнение по "курскому вопросу". Молиться на улице все время сторонники Аполлинария, конечно же, не собирались.
И 9 июля 2001 года, в праздник в честь Тихвинской иконы Богоматери, они, пользуясь "численным превосходством", вынесли из храма представителей Новозыбкова, что называется, "на руках". При этом, как уверяет владыка Аполлинарий, никому не было нанесено телесных повреждений. Вовлеченные в конфликт стороны пока замерли, возможно, собирая силы для новых "баталий". На сегодня, похоже, ясно одно: что бы не происходило в дальнейшем, мнение большинства курских старообрядцев будет достаточно серьезным фактором при поисках выхода из создавшегося положения.