- Ваше ПреосвЯщенство, расскажите об истории Свято-Вознесенского Кицканского монастыря и его значении для духовной жизни Молдовы сегодня.
- Наш монастырь основан в 1864 году монахами из знаменитого Нямецкого монастыря, расположенного в прикарпатской Молдове (ныне на территории Румынии). В 1860 году они укрылись в Бессарабии от гонений на монастыри (секуляризации) со стороны светских властей объединенной Западной Молдовы и Валахии, которых поддержали Франция и Англия.
Вначале это был скит Нямецкого монастыря, но вскоре братия перешла под омофор Русской Православной Церкви. Первым его настоятелем стал иеромонах Феофан (Кристя). При этом великом старце скит, точнее уже монастырь, приобрел известность, став духовным и культурным центром Бессарабии. В нем была собрана самая большая духовная библиотека края (и ныне признанная культурным достоянием Молдавии и нашей гордостью). При последующих наместниках - игумене Андронике и архимандрите Германе - число братии возросло настолько, что монастырь стал самым большим в Бессарабии. Естественно, монастырь начинал свою жизнь по уставу святого преподобного Паисия Величковского, и сегодня после возрождения монашеской жизни в обители вся братия его неукоснительно соблюдает. Кстати, по одному из положений этого устава все богослужения должны вестись в монастыре на двух языках - на румынском и церковно-славянском.
В 1918 году монастырь несколько месяцев находился под большевистской властью, и братии пришлось пережить еще одно испытание - имущество монастыря было разграблено. В 1918-1944 годах в отличие от церквей и монастырей Советской России наш монастырь, будучи на территории Румынии, тогда сугубо православного государства, не подвергался гонениям. Напротив, он продолжал развиваться, упрочивая свою роль духовного центра всех православных Молдовы.
Однако с приходом советской власти в 1944 году Ново-Нямецкий монастырь постигла та же участь, что и остальные монастыри по всей России.
Только в 1989 году понемногу начала возрождаться духовная жизнь, при одном из монастырских храмов возник первый приход, а через год открылся и сам монастырь. Сейчас в нем подвизаются восемьдесят монахов и послушников. Наши братья пришли из разных социальных и этнокультурных сред, есть врачи, учителя, писатели, крестьяне, художники. Ровно четверть монахов русскоязычные, и мы очень рады, что их число намного больше в процентном отношении, чем число русскоязычных верующих среди населения Молдавии. Согласно данным опроса 1999 г., верующие русскоязычные составляют только 7,8% населения страны, в то время как количество верующих румыноязычных - 62,9% от всего населения. Именно поэтому мы особенно радуемся, когда к нам приходят подвизаться послушниками, а потом и принимают постриг, русские, украинцы и болгары, живущие уже более сотни лет среди православных молдаван.
- Важную роль в возрождении монастыря сыграл епископ Викентий, ныне архиепископ Екатеринбургский. Что при нем было сделано в обители и сохраняет ли с ним братия монастыря духовную связь сегодня?
- Действительно, монастырь был вновь открыт епископом Викентием, а его первым наместником стал я, тогда еще в сане игумена, первым монахом - нынешний наместник монастыря архимандрит Паисий, мой родной брат.
При епископе Викентии были практически полностью отреставрированы два из четырех храмов обители, семидесятиметровая колокольня и кельи, а также был основан скит. В том же 1990 году была открыта духовная семинария для подготовки священнослужителей. При участии братии Ново-Нямецкого монастыря основаны два монастыря в других районах Молдовы. К сожалению, в 1995 году из-за политических интриг епископа Викентия перевели в Абаканскую епархию. Роль епископа Викентия состояла не только в том, что он способствовал всеми силами урегулированию вооруженного конфликта в Приднестровье, но и в том, что он сумел в такой тяжелой обстановке наладить приходскую жизнь во вверенной ему епархии.
Последующие работы по восстановлению и развитию монастыря пали на мои плечи. С Божьей помощью с братьями закончили начатое при епископе Викентии восстановление двух храмов обители, благоустроили скит, построив там две церкви, а также полностью отреставрировали еще два монастырских храма. Единственное, что нам не удалось завершить, это новые здания духовной семинарии, работы с которыми были прекращены в 1997 году вследствие своеобразной "экономической блокады", которой подвергается с того времени и поныне Кицканский монастырь. Дело в том, что тираспольские власти чинят негласные препятствия всем, кто желает вносить пожертвования на нужды монастыря и семинарии.
Впоследствии были созданы миссионерская группа и типография, в которой издаются в оригинале и в переводах на румынский язык богослужебные и иные духовные книги русских авторов. Издается единственный в Молдавии православный журнал "Экклесия". Вся издательская деятельность выполняется монахами монастыря и преподавателями семинарии.
Наши отношения с епископом Викентием не прерывались во время его служения в Абаканской епархии, а сейчас - в Екатеринбургской. С самого начала его пребывания в новой епархии часть наших монахов вызвалась поехать к нему для содействия благоустройству и развитию епархии. Братия и ныне поминает архиепископа Викентия в своих молитвах, а по возможности некоторые из братии навещали его.
- Как при вас складывались отношения монастыря с властями Приднестровья? Считаете ли вы возможным государственную регистрацию монастыря властями Приднестровья?
- До 1996 года наши отношения были добрыми, может быть, благодаря тому, что мы всячески избегали вовлечения монастыря в политику, и некоторые функционеры Тирасполя нам симпатизировали именно из-за нашей твердой позиции невмешательства. Например, и тираспольские, и кишиневские власти требовали от нас предоставить им колокольню для использования в качестве наблюдательного пункта во время вооруженного конфликта, но монастырь не позволил этого.
Мы находимся между молотом и наковальней: власти Приднестровья не признаны никем в мире, включая Россию. Молдавская митрополия Русской Православной Церкви, в юрисдикции которой мы находимся, зарегистрирована, естественно, в Республике Молдова. Поэтому наша предполагаемая регистрация у непризнанных тираспольских властей означает автоматический выход из Молдавской митрополии, т.е. из юрисдикции Русской Церкви. Кстати, начальник Департамента культов Республики Молдова неоднократно предупреждал нас об этом. Более того, ректор нашей семинарии и священноархимандрит обители, митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир не благословил такую регистрацию.
- Последнее время вы были проректором Кишиневской семинарии. Как вы оцениваете ее состояние сегодня? Я имею в виду прежде всего организацию учебного процесса и качество преподавания.
- В основном я удовлетворен состоянием дел в семинарии, особенно после реформы 1997 года, когда наш преподавательский корпус пополнился новыми кадрами, получившими основательное образование в Московской Духовной академии, Киевской Духовной академии, на богословских факультетах в Бухаресте, Яссах и в других духовных учебных заведениях.
Учебный процесс организован по программе Учебного комитета при Священном Синоде. Хотя преподавание ведется на румынском языке - это родной язык подавляющего большинства семинаристов, все они полностью обеспечены учебными материалами из России и частично из Румынии. К сожалению, в Румынии литература намного дороже, чем в России, и мы не можем себе позволить приобрести необходимое количество учебных пособий на родном языке. В нашей семинарии учатся румыноязычные студенты не только из Молдавской епархии, но также из Одесской, Черновицкой, Закарпатской епархий и из самой Румынии. Мы являемся единственной семинарией Московского Патриархата, которая обеспечивает подготовку священнослужителей для тех почти четырех миллионов чад Русской Церкви, которые славят Бога и молятся Ему на румынском языке.
- Есть ли у монастыря контакты с Румынской Православной Церковью?
- Русская Церковь находится в каноническом общении с Румынской, и мы пытались наладить постоянные связи с Нямецким монастырем, который был духовно возрожден в XVIII веке преподобным Паисием Величковским и насельники которого основали наш Свято-Вознесенский монастырь в XIX веке. К сожалению, монахи этого монастыря и паломники из Румынии не могут посещать наш монастырь, который и сегодня находится в зоне конфликта.