В Нижнем Новгороде 24 июня свершилось то, что ранее казалось невозможным: враждующие между собой российские муфтии были не только усажены полпредом президента РФ в Приволжском федеральном округе (ПФО) Сергеем Кириенко за один стол, но и подписали совместный документ о сотрудничестве.
К открытию мечети "Тауба" (Покаяние) в Нижнем Новгороде было приурочено проведение круглого стола с участием муфтиев ПФО Умаром Идрисовым, Талгатом Таджуддином, Нафигуллой Ашировым и другими на тему "Исламский фактор в российской политике". Обращаясь к участникам дискуссии, Сергей Кириенко сказал: "Изменившиеся жизненные реалии требуют изменения отношений между государством и традиционными религиозными конфессиями". Он выразил убежденность, что мы находимся на новом этапе их формирования, поскольку "система существующих отношений устарела и не устраивает сегодня ни одну из сторон".
Именно после этого и было подписано Заявление участников круглого стола "Исламский фактор в российской политике", которое мы приводим ниже в сокращении.
"В этот благословенный день в городе Нижнем Новгороде мы, лидеры мусульманских общин Приволжского федерального округа, стремясь к достижению взаимопонимания и истинного братства, согласно заветам Священного Корана, согласованию мнений и единству действий в мусульманской умме.., заявляем о готовности к совместным действиям, ведущим к духовному единению.
Мы, участники круглого стола "Исламский фактор в российской политике", глубоко встревожены проявлениями экстремизма и терроризма, которые не редко пытаются оправдать религиозным очертанием...
Ситуацию существенно осложняет тот факт, что проблема любого экстремизма не является только внутрироссийской. Экстремисты в России получают идейную и финансовую помощь из-за рубежа...
В связи с этим предлагаем создать межконфессиональный Совет Приволжского федерального округа со следующими задачами:
- противодействие духовно-нравственной деградации общества;
- реализация совместных программ по снижению уровня наркомании пьянства и преступности;
- недопущение межнациональной и межконфессиональной вражды;
- противостояние опасным для общества направлениям духовной жизни.
Единодушно признавая, что альтернативой религиозному экстремизму могут стать просвещение, диалог, поддержка созидательных усилий верующих, выражаем свою готовность работать по унифицированным образовательным стандартам для всех мусульманских религиозных учебных заведений округа, что даст возможность создания единого образовательного пространства.
Обращаемся ко всем духовным лидерам мусульманских общин России поддержать наше Заявление".
Напомним, что последние несколько лет исламскую общину раздирали противоречия. Уфимский муфтий Талгат Таджуддин, называющий себя верховным муфтием России, боролся с оппозиционными ему муфтиями. Со своей стороны, лидеры Союза муфтиев России Равиль Гайнутдин и Нафигулла Аширов обвиняли Талгата Таджуддина в неисламском поведении. Владимир Зорин, зам. полпреда, отметил, что трудности в организации круглого стола, конечно же, были: "Впервые в Поволжье прошла конференция со столь широким составом участников". Главный итог совместного заявления в том, что "муфтии высказались о своей общей заботе о благородном и очень важном деле создания единого образовательного пространства. Ведь известно, что общие дела объединяют людей".
Комментируя подписанное заявление, сопредседатель СМР Нафигулла Аширов заявил корреспонденту "НГР", что "канонические разногласия с муфтием Талгатом ни в коей мере не должны отражаться на нашей деятельности по бесспорным для нас обоих вопросам, в частности в сферах унификации образовательных стандартов, достижения межнационального согласия в России, отношениях с государственной властью. Программа изучения шариатских наук едина и для нас, и для ЦДУМ. Что касается тех новшеств, которые пытается ввести муфтий Талгат, то речь идет об использовании символов трех мировых религий, о "Мечети дружбы", в которой могут молиться как мусульмане, так и христиане с иудеями, то их в едином стандарте не будет. Будут использоваться устоявшиеся в России программы, которые сложились еще в дореволюционное время".
Нафигулла Аширов не считает, что поволжский опыт подготовки богословских кадров распространится на всю Россию. "В России всегда надо учитывать региональную и национальную специфику. Сибирь - это одно, Кавказ - второе, Татарстан - третье", - говорит муфтий. "Введение единого образовательного стандарта возможно в Поволжье потому, что там мусульмане придерживаются одной религиозно-правовой школы ислама. В каждом регионе должен быть свой подход".
Другой из подписантов муфтий Нижнего Новгорода Умар Идрисов, однако, не исключает такой возможности, отмечая, что помимо глав поволжских муфтиятов в заседании круглого стола принимали участие муфтии из других регионов, от Москвы до Кабардино-Балкарии.
Итак, российская власть всерьез намерена добиться единства среди исламских лидеров России. Умар Идрисов сказал, что мероприятие в Нижнем Новгороде - это "прямое продолжение встречи президента Владимира Путина с мусульманским духовенством в Уфе, на которой поднимались те вопросы, по которым в Нижнем Новгороде были приняты конкретные и выполнимые решения. И у нас, и у аппарата Сергея Кириенко есть обоюдная заинтересованность в их выполнении".
О том же говорит и Владимир Зорин: "Несколько недель назад Талгат Таджуддин и Нафигулла Аширов вместе встречали Владимира Путина в Уфе. Государство явно продемонстрировало свою заинтересованность в преодолении раскола. В том, чтобы в мусульманской умме было спокойствие и благополучие".
Пока трудно говорить о резком изменении ситуации в исламской общине России в лучшую сторону. По-прежнему таджуддиновские муфтии бездоказательно обвиняют своих оппонентов в религиозном экстремизме, по-прежнему внешние силы, заинтересованные в дестабилизации общества, сеют раздор среди мусульман.
Встреча в Нижнем является первым конструктивным шагом, сделанным государственными структурами на пути диалога с мусульманами России.