Прошедшая 16-18 мая в Москве Христианская межконфессиональная молодежная конференция (ХММК) под многообещающим названием "Я с вами во все дни до скончания века" вновь обнажила противоречия между представителями Русской Православной Церкви и Всемирным Советом Церквей. Интересно то, что в этой ситуации сторону РПЦ поддержали представители Российского Союза христиан веры евангельской во главе с Петром Коновальчиком.
Надо сказать, начиналась конференция вполне заурядно, хотя и имела в своей основе очень благородную цель - объединение усилий молодежи всех традиционных для России христианских Церквей, Православной, Католической и Протестантской, для выработки решений по основным болевым точкам и проблемам окружающего христиан мира. Участвовали делегаты от Русской Православной Церкви, Римско-Католической Церкви, Российского совета Древлеправославной Поморской Церкви, Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии на территории России, Евангелическо-Лютеранской церкви России и других стран, Русской Старообрядческой Церкви, Союза христиан веры евангельской, Церкви адвентистов седьмого дня, а так же Российского Союза евангельских христиан-баптистов.
Сказать, что конференция была чрезвычайно интересна, нельзя. Полезна - без сомнения. Хотя бы тем, что показала следующее: христиане разных исповеданий могут встречаться не только для богословских сражений, но и для совместного обсуждения тем, болезненных и актуальных для представителей любой конфессии.
Вызывало некоторое недоумение только то, что сама конференция была все же затянута, а доклады, которые зачитали в день открытия игумен Иларион (Алфеев) от РПЦ, вице-канцлер Римско-Католической курии в Москве священник Сергей Тимашов, а также представитель баптистского союза Евгений Казаченко, казались скорее обязательным официальным мероприятием, чем необходимой составляющей молодежного общения.
Все общение происходило в основном за пределами аудиторий, вдалеке от пространных выступлений, в неформальной обстановке. И, кстати, на мой взгляд, это самый большой плюс конференции - знакомства и беседы христиан разных Церквей вне организационных рамок.
Очень интересным показалось активное участие в происходящем представителей Армянской Церкви, делегацию которой возглавлял архимандрит Езрас (Нерсесян). Во время "круглого стола" "Сектантство, сатанизм, тоталитарные идеологии" именно армянские священники задавали определенный позитивный тон, предлагая совместные конкретные шаги по предотвращению "расползания" различных сект по России и Армении.
Не менее интересно было наблюдать за адвентистами. Из их выступлений складывалось странное ощущение, что российские адвентисты - самые гонимые сегодня властью и христианами из других Церквей. Однако трагичный образ нынешнего существования представителей адвентистской Церкви (о котором они сами же и поведали) непросто уживался с тем, что существующая адвентистская семинария в Заокске спокойно готовит проповедников для работы в многочисленных общинах адвентистов по России. Митрополит Кирилл вынужден был заметить, что присутствующие не считают адвентистов сектантами, в противном случае их на конференцию просто не пригласили бы.
Однако идиллии не получилось.
В один из моментов сложилось неприятное ощущение, что ХММК - некий межцерковный довесок к проходившему одновременно в эти дни в Москве Съезду православной молодежи. Главный вопрос - зачем надо было проводить практически одновременно два таких крупных мероприятия? В подобные случайные совпадения трудно поверить. Вероятно, кто-то решил использовать плоды одного мероприятия для достижения целей другого. Однако "плодами" ХММК некоторые ее участники до сих пор не могут воспользоваться в полной мере. Да и, собственно, официальными плодами то, что получилось, назвать никак нельзя, поскольку итоговый документ ХММК, за финальную доводку которого до ума взялась комиссия во главе с игуменом Иларионом (Алфеевым), вывешен на официальном сайте РПЦ в виде текстовой тезисной вставки в информационную страницу, посвященную конференции. А ведь ожидалось, что это будет полноценный документ, а не просто набор красивых и актуальных фраз и идей.
Не обошлось и без горячих споров. Хотя и с несколько странным "привкусом". Во время выработки совместного постановления некоторые участники, в основном адвентисты, вновь подняли вопрос о целесообразности употребления в тексте меморандума словосочетания "тоталитарные секты". Их реакцию не трудно понять. Согласно утверждениям известных российских "борцов с сектами", адвентисты, в частности, очень даже успешно попадают под определение "деструктивных организаций". Этому адвентисты упорно противятся во всех инстанциях, в том числе и на конференции. Благодаря их твердости, а также довольно аргументированной поддержке представителей миссии "Служение лютеранского часа" в меморандуме неблагозвучное сочетание "тоталитарные секты" было заменено на "тоталитарные идеологии".
Однако это не единственные трения, возникшие между участниками в ходе самой конференции. Представителю Всемирного Совета Церквей в заключительный день пришлось пережить несколько неприятных минут, выслушивая претензии к ВСЦ от митрополита Кирилла и Петра Коновальчика.
Началось все с того, что уже упомянутый выше Евгений Казаченко задал вопрос организаторам, общий смысл которого сводился к предложению созвать подобную конференцию на уровне Всемирного Совета Церквей.
На что получил не просто исчерпывающий ответ, но целый небольшой скандал, лицезреть который пришлось всем присутствующим. Петр Коновальчик заявил, что его Союз был вынужден выйти из ВСЦ по ряду серьезных и объективных причин, но лично он бы не хотел выхода из ВСЦ Русской Православной Церкви! Митрополиту Кириллу ничего не оставалось сделать, как постараться объяснить сегодняшнюю ситуацию, сложившуюся в отношениях РПЦ и ВСЦ. Из его комментария к словам Петра Коновальчика можно было сделать вывод, что РПЦ по-прежнему недовольна политикой ВСЦ, проводимой по отношению к Русской Православной Церкви и в целом ко всем христианским конфессиям России.
В частности, митрополит Кирилл отметил, что прошедшее десятилетие ВСЦ почему-то провел под эгидой борьбы за права женщин, хотя в это время в мире рушилась целая система под названием Советский Союз. И именно последнее требовало пристального внимания ВСЦ. Затем он добавил, что много вопросов вызывает и положение Православной Церкви в Совете. Владыка посетовал, что РПЦ, представляя в Совете такую огромную территорию, не имеет серьезного веса в ВСЦ в силу ряда особенностей, связанных со структурным устройством данной организации.
Интересно то, что представителю ВСЦ на конференции слова так и не дали. Впрочем, может, ему и нечего было сказать.