Во главе Воронежско-Липецкой епархии уже почти 20 лет стоит митрополит Мефодий (Немцов). Он является одним из самых молодых, известных и скандальных пастырей Русской Православной Церкви. Митрополит Виленский и Литовский Хризостом сказал в одном из своих интервью: "У нас в Церкви есть настоящие кэгэбэшники, сделавшие головокружительную карьеру; например Воронежский митрополит Мефодий. Он офицер КГБ, атеист, человек порочный, навязанный кэгэбэшниками. Синод был единодушно против такого епископа, но нам пришлось взять на себя такой грех..." (Н. Митрохина, С. Тимофеева. Епископы и епархии Русской Православной Церкви. - М.: ООО "Панорама", 1997 г.).
В 1988 г. митрополит Мефодий вынужден был уйти с поста председателя хозяйственного управления Патриархии. Некоторые наблюдатели связывали это с переменами в руководстве РПЦ, с активизацией ее нового интеллектуального центра - Отдела внешних церковных связей во главе с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. Именно тогда между двумя владыками возникли, мягко говоря, холодные отношения.
В середине 90-х митрополит Мефодий вновь активизировал свою московскую деятельность и начал понемногу возвращать былое влияние в столичных кругах. Возможно, немалую роль в этом сыграли чудовищные по развязности тона антикирилловские публикации в "Московском комсомольце", которые в открытую связывались в церковных кругах с именем митрополита Мефодия.
Доходило до абсурда: на одной странице появлялся заголовок статьи Сергея Бычкова "Митрополит Кирилл выдергивает перья из собственного хвоста" и благостный рассказ Александра Колпакова о замечательном и удивительном митрополите Мефодии с его фотографией. Когда же "НГ" отметила этот факт в статье Максима Шевченко, в "МК" появилась удивительная статья Бычкова. В ней утверждалось, что никакого Шевченко не существует, а это псевдоним Андрея Логинова, возглавлявшего тогда Отдел по взаимодействию с религиозными организациями при президенте РФ. Сам Логинов был назван "азербайджанским шпионом".
Такова была реакция на очевидное удивление "НГР" руководства "МК", находящегося с митрополитом Мефодием в тесной дружбе. В этой связи можно помянуть то, что главный редактор газеты "Московский комсомолец" Павел Гусев подарил воронежскому митрополиту на его полувековой юбилей 600-й "Мерседес".
Недавно воронежского митрополита ввели в состав Совета по взаимодействию с религиозными организациями при президенте РФ. Он также возглавляет историческую комиссию РПЦ, одной из задач которой является выработка концепции церковно-государственных отношений. Это явно перекликается с деятельностью ОВЦС.
В 2000 году самой настоящей сенсацией стало то, что 17 ноября в "Президент-отеле" на круглом столе, посвященном проблемам церковно-государственных отношений, список участников со стороны Церкви возглавлял не глава ОВЦС, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, а митрополит Мефодий. А в феврале этого года интернет-сайт "АПН" писал, что, по его информации, глава Воронежско-Липецкой епархии в ближайшие месяцы добьется смещения митрополита Кирилла с поста руководителя Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) и сам станет главой ОВЦС.
По версии сайта "Мефодий проводит обширную политико-имиджевую кампанию, опираясь на поддержку со стороны ряда экономических структур подведомственной ему территории, в частности Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК), который "использует авторитет и лоббистский ресурс РПЦ для решения своих насущных задач, в частности борьбы с собственным крупным акционером - ФПГ "Интеррос".
Для считающегося лидером консервативного крыла РПЦ митрополита "политико-имиджевые кампании" не являются чем-либо необычным. "НГР" уже писала о скандале, который разразился в марте этого года за несколько дней до выборов в Воронежскую областную Думу. Напомним, что областной избирком обвинил местную епархию РПЦ в незаконной агитации за кандидатов. Имели место раздача листовок в храмах и даже вывешивание агитационного плаката в одном из храмов.
Деятельность митрополита Мефодия давно сопровождается скандалами. Так, широкую огласку, в том числе и в православной прессе, получила история разгона монахинь Свято-Тихоновского монастыря в Задонске. Воронежская епархия МП решила отстранить от духовного руководства архимандрита Петра. Часть насельниц обители стала на сторону архимандрита и просила епархиального архиерея восстановить справедливость. В ответ епархия послала в Задонск 44 священника и вооруженную группу из специальной службы охраны епархии. Охранники затолкали монахинь в автобусы, несмотря на то что среди них были и очень пожилые женщины, и развезли во все концы Липецкой области. С точки зрения же епархии произошло следующее: "Духовенство епархии, глубоко возмущенное поведением духовника... архимандрита Петра и ряда насельниц в составе 62 священнослужителей, сразу выехало в монастырь, чтобы на месте разобраться в происшедшем". Ощутив "нездоровую, взрывоопасную атмосферу", 62 священнослужителя приняли "решение о временном удалении их (ряда насельниц. - Прим. ред.) из обители, для чего был предоставлен транспорт и денежное пособие..."
Непросто складываются отношения епархии с прессой. Недавно Воронежско-Липецкая епархия Русской Православной Церкви подала в Ленинский районный суд Воронежа исковое заявление к газете "АиФ" -Черноземье" "о защите чести, деловой репутации и возмещении морального вреда", подписанное секретарем Воронежского епархиального управления протоиереем Евгением Лившуком.
В сентябре 2000 года в "АиФ-Черноземье" опубликована статья Михаила Жеребятьева и Светланы Косовой "Вера и бизнес", где против епархии были выдвинуты обвинения в получении незаконных доходов от труда заключенных одного из исправительных заведений области. В исковом заявлении утверждается, что статья содержит "явно надуманные, клеветнические измышления в адрес Русской Православной Церкви, Воронежско-Липецкой епархии, многочисленной паствы ее и руководства учреждения ОЖ-118/2". В качестве денежной компенсации за моральный ущерб епархию устроит 1 млн. руб. Руководство же самой ИТК не предъявило претензий к газете, но направило в суд письмо, отрицающее факт существования мастерских и изготовления предметов культа для епархии. Однако журналист Михаил Жеребятьев не намерен отступать и заявляет, что у него имеются доказательства существования "православных мастерских" в колонии, и он намерен представить их суду.
В принципе епархиальное управление давно имело претензии именно к "АиФ"-Черноземье", а на официальном сайте епархии в рубрике "Аналитика" даже размещена статья "Ответ "Аргументам и фактам".
Не все просто и с церковно-просветительской работой. В августе прошлого года вступил в силу закон Воронежской области "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства".17-я статья закона называется "Религиозная безопасность семьи". Она регламентирует доступ религиозных организаций в светские учебные заведения. "Деятельность религиозных организаций в государственных и муниципальных учебных заведениях всех уровней" (включая дошкольные учреждения) объявляется возможной только при наличии договора между учебными заведениями и религиозной организацией и "по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления".
Договоры о преподавании "вероучительных дисциплин" в рамках учебного заведения заключаются после заявления родителей, лиц их заменяющих или самих детей старше 14 лет.
Данные положения воронежского областного закона расходятся с нормами, закрепленными в статье 5 пункте 4 Федерального закона 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях", в котором записана только возможность "обучения детей религии вне рамок образовательной программы".
Регулярно проводятся в области учебно-методические семинары для учителей и педагогов учебных заведений разного уровня. На этих семинарах, деятельность которых сомнительна с точки зрения закона, учителей наставляют, как надо бороться с сектами и нести веру детям.
Шаги в этом направлении предпринимаются уже давно. В 1995 году было подписано первое соглашение между региональными органами образования Центрально-Черноземного района и Воронежской епархией, в рамках которого проводятся разработки новых образовательных программ, различные эксперименты в школах, переподготовка учителей истории и культуры.
"Не стоит путать духовно-нравственное воспитание и религиозное образование", - говорит по этому поводу митрополит Мефодий, рассуждая о том, что все мероприятия, проводящиеся совместно с Церковью, не противоречат закону о свободе совести и направлены в первую очередь на изучение отечественной истории и культуры.
А каков уровень социального служения Церкви в Воронеже, иллюстрирует следующая история, рассказанная "Учительской газетой". В 2000 году председатель одного из женсоветов Вилючинска (Камчатская область), узнав о существовании православного лагеря, находящегося под патронажем Воронежско-Липецкой епархии, позвонила в епархию с просьбой принять на отдых группу детей военных отставников. Ее заверили, что никаких проблем не будет. При этом все обошлось без заключения договора, так как слово православного священника должно быть крепче любых документов.
По прошествии 10 дней руководство лагеря попросило гостей удалиться, детям не выдали постельного белья, отобрали посуду и перестали кормить. Камчатские ребятишки питались объедками со стола воронежских православных воспитанников. К счастью, об этом узнали в Союзе офицеров запаса. Детей устроили в Воронежской моршколе, а об их питании позаботились местные бизнесмены.
Случай этот не единичный. Не так давно в подобной ситуации оказались дети моряков из Северодвинска, отдыхавшие под Воронежем. Путевки здесь распространяются по коммерческим ценам, и за ребят вовремя не перечислили деньги.