Верхняя палата парламента Нидерландов 10 апреля проголосовала за легализацию эвтаназии. За данный закон отдали свои голоса 46 из 75 депутатов, 28 воздержались. Три правящие партии проголосовали за закон, против - лишь небольшие партии христианского толка. Таким образом, Голландия стала первой страной в мире, разрешающей не только применение "мягких" наркотиков и гомосексуальные браки, но также легализировавшей право врачей умерщвлять безнадежно больных пациентов с их согласия.
Закон вступит в силу только после подписания его королевой Нидерландов Беатрикс и опубликования в печати, то есть в конце апреля 2001 г.
Благоприятные условия для эвтаназии существовали в Голландии еще с 1984 года, когда Верховный суд страны признал добровольную эвтаназию приемлемой. Если при эвтаназии врач не следовал десяти пунктам инструкций, составленных Королевской медицинской ассоциацией, он мог понести уголовную ответственность. В 1993 году парламент исключил эвтаназию из числа уголовно наказуемых правонарушений, что почти узаконило ее, и установил определенные правила, при выполнении которых врачи освобождаются от уголовного преследования. Только в 2000 г. в Нидерландах официально зарегистрировано 2216 случаев эвтаназии. Среди них 1893 больных раком, остальные больные СПИДом, легочными, нервными и сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Если пациент просил врача лишить его жизни, то последний обращался в специальную комиссию, в состав которой входили специалисты в области медицины, юриспруденции, этики. Комиссия обследовала больного и в случае разрешения эвтаназии следила за правилами процедуры. По словам голландских медиков, о многих случаях эвтаназии врачи не заявляли, поскольку опасались уголовных наказаний. Но если дело и доходило до суда, то, как правило, их оправдывали.
В итоге, столкнувшись со столь широким применением эвтаназии в стране, парламент решил поставить вопрос о легализации. Закон устанавливает очень жесткие рамки для ее применения. Она будет разрешена только в том случае, если пациент неизлечимо болен и болезнь приносит ему невыносимые мучения. В числе представленных комиссии документов обязательно должно быть письменное заявление пациента, написавшего его, находясь в здравом уме. В случае положительного решения больному разрешается уйти из жизни с помощью специальных препаратов. Существует ограничение по возрасту: на детей до 12 лет закон не распространяется, а подростки от 12 до 16 лет обязаны представлять властям письменное согласие родителей. Закон распространяется только на граждан Нидерландов. Между тем власти страны опасаются, что его принятие приведет к тому, что многие неизлечимо больные люди из других стран устремятся в Нидерланды, чтобы уйти из жизни с помощью врачей.
Это известие вызвало неоднозначную реакцию в мире. По всей Европе проходили демонстрации протеста. Но, несмотря на протесты, в Китае и Австралии уже есть желающие воспользоваться этой медицинской практикой.
Профессор Филип Нитшке предложил арендовать голландское судно для проведения эвтаназии в нейтральных водах. В 1996 году Австралийская северная территория приняла закон, позволяющий обреченным на смерть больным добровольно уходить из жизни. Но год спустя федеральный парламент отменил его действие.
Одна из китайских газет опубликовала в середине апреля просьбу девяти больных об эвтаназии. Свое желание уйти из жизни они объяснили невыносимыми физическими страданиями. Это первое групповое обращение больных к властям, ставшее достоянием широкой общественности.
В декабре 2000 года Папа Римский Иоанн Павел II в традиционном рождественском послании призвал отказаться от таких грехов, как аборты и эвтаназия.
В Германии большинство политиков и Церковь выступают против легализации эвтаназии. В то же время в соседней с Нидерландами Бельгии эвтаназия, судя по всему, также будет узаконена. В январе 2001 г. представители обеих палат бельгийского парламента выработали рамочное соглашение относительно легализации в стране эвтаназии. Ожидается, что согласованный законопроект будет внесен в парламент уже в этом году.
Накануне принятия закона в парламенте Нидерландов министр здравоохранения России Юрий Шевченко заявил о недопустимости его утверждения. По его мнению, в России принятие подобного закона неприемлемо вследствие культурных и традиционных убеждений. Также он считает, что с принятием закона многие пожилые одинокие люди могут стать жертвами злоумышленников. Русская Православная Церковь еще в августе 2000 г. приняла социальную доктрину, в соответствии с которой эвтаназия осуждается и приравнивается к убийству.
В то же время российское общественное мнение относится к эвтаназии более неопределенно, чем Церковь и Минздрав: по данным опроса РОМИР в апреле 2000 г., 20% россиян сказали, что эвтаназия не оправдана никогда, почти столько же опрошенных считают ее оправданной всегда, не оправданной в большинстве случаев эвтаназию считают 12,5% граждан, а в большинстве случаев оправданной - 20,4%. То есть россияне скорее за эвтаназию, чем против. Но учитывая, что треть россиян выступает против эвтаназии (а это выше, чем в большинстве европейских стран), а также и уровень правового сознания россиян (а следовательно, и возможность использования эвтаназии в случае ее легализации в криминальных целях), можно прогнозировать, что в ближайшем будущем этот "способ облегчения страданий" не будет легализован в России.