Митрополит Антоний (Храповицкий) 24 января 1921 г., находясь в Константинополе, разослал настоятелям Православных Русских Церквей в Западной Европе "Указ Высшего Русского церковного управления за границей".
"Постановлением Священного Синода Вселенской Патриархии # 9084 от 2 декабря старого стиля 1920 г. на основании представления всех собравшихся в Константинополе восьми русских архипастырей учреждено под покровительством Вселенского Патриарха Высшее Русское церковное управление за границей, являющееся правопреемником Высшего Церковного управления на Юге России и представляющее из себя высшую церковную власть для русских зарубежных приходов, причтов и мирян, впредь до установления правильных и свободных почтовых сношений с Святейшим Патриархом Всероссийским.
Состав Высшего Церковного управления определен Вселенской патриархией из следующих иерархов: Антония, митрополита Киевского и Галицкого, Платона, митрополита Херсонского и Одесского, Анастасия, архиепископа Кишиневского и Хотинского, Феофана, архиепископа Полтавского и Переяславского и Вениамина, епископа Севастопольского, управляющего военно-морским духовенством.
Архиепископ Волынский и Житомирский Евлогий, имеющий в настоящее время жительство в Сербии (Белая Церковь, Русский институт), назначен управляющим на правах епархиального архиерея всеми заграничными русскими Церквами в Западной Европе, к которому и должны обращаться причты и приходские учреждения, по указанному адресу впредь до избрания им нового жительства.
О всем вышеизложенном посылается Вам для сведения и руководства настоящий указ, о получении коего донесите".
Извещая настоятелей русских приходов в Западной Европе о создании Высшего Русского церковного управления за границей, митрополит Антоний ссылается на Постановление Священного Синода Вселенской патриархии # 9084 от 2 декабря по старому стилю 1920 г. Однако в тексте этого документа нет указания на то, что Синодом Константинопольской патриархии будто бы было "учреждено... Высшее Русское церковного управление за границей". Была учреждена лишь временная "эпитропия" (греч. "опека" или "управление") для духовного окормления русских военных и гражданских беженцев "под высшим управлением Вселенской патриархии". Приведем текст постановления # 9084 от 2 декабря 1920 г.
"Высокопреосвященнейший митрополит Киевский и Галицкий, во Христе Бозе возлюбленный Брат Наш и Сослужитель, Господин Антоний, Ваше Возлюбленное Высокопреосвященство братски о Господе лобызаем.
Читан в заседании Священного Синода доклад от 16 прошедшего месяца за # 1, который ваше Высокочтимое Высокопреосвященство вместе с соподписавшимся преосвященными архиереями сочли нужным представить о трудном положении, создавшемся ввиду происшедших событий в деле пастырского управления и удовлетворения религиозных нужд как многочисленных русских солдат и беженцев, сосредоточенных по особым лагерям и помещениям в православных странах, так и по колониям, которые до сего времени пользовались прямым пастырским управлением от Блаженнейшего Патриарха Всероссийского и от епископов в России.
Свято-Священный Синод по прочтении сего доклада первее всего выразил свое соболезнование по поводу долгих и великих испытаний благочестивого русского народа и Сестры Святой Церкви Российской и при сем усердно помолился о скором окончании бедствий. Засим внимательно обсудил представленную Вашими Преосвященствами просьбу об удовлетворении в достаточной мере религиозных нужд вышеупомянутой паствы Церкви российской, которая ныне находится временно вне пределов России и вне связи с нею.
По благосклонном же обсуждении сей просьбы Синод постановил дабы Ваше Высокопреосвященство и остальные поименованные архиереи: преосвященный митрополит Херсонский Платон, преосвященный архиепископ Полтавский Феофан, преосвященный епископ Севастопольский, главенствующий армии и флота Вениамин, образовали бы для пастырского обслуживания названного населения временную комиссию (выделено нами; в греческом оригинале употреблен термин "эпитропия". - Г.Р.) под высшим управлением Вселенской патриархии для надзора и руководства общецерковной жизнью русских колоний в пределах православных стран, равно как русских солдат и беженцев, помещающихся несмешанными с прочими православными по городам и деревням в лагерях и особых помещениях. Вы будете озабочены посылкою им иереев, антиминсов, проповедников и всего необходимого, будете посещать их лично, рассеивая увещаниями возникающие сомнения, прекращая распри, будете делать вообще все потребное, что вменяется Церковью и религией в целях утешения и ободрения упомянутых православных русских христиан.
Что же касается до распрей супружеских, требующих правильного судебного разбирательства, их, как и надлежит, заинтересованные лица должны направлять в законный церковный суд архиепископии Константинопольской Вселенского престола и вообще в законные суды тех православных стран, в коих беженцы пребывают, и прямо в Суд Вселенской патриархии, если таковые дела возникают в русских заграничных колониях.
С удовольствием уведомляя сим посланием Вас об изложенном, снова молимся, да положит Господь скорый предел бедствиям и испытаниям благочестивого русского народа и да дарует ему утешение и возрождение. Да будут лета Вашего Возлюбленного Нам Высокопреосвященства и прочих с Вами во Христе братий многи здравы и спасительны".
Итак, создан временный орган по духовному окормлению русских беженцев под верховным управлением Константинопольской патриархии. Другими словами, перечисленные в постановлении # 9084 русские архиереи без получения на то благословения Святейшего Патриарха Тихона (временно) принимались в юрисдикцию Константинополя. Такое положение русских епископов-беженцев вовсе не устраивало, и они с согласия Сербской Церкви поспешно переехали в Сремские Карловцы. От Сербской Церкви, они как часть Русской Церкви, возглавляемой Святейшим Патриархом Тихоном, получили право на автономное существование на канонической территории Сербского Патриархата.
После переезда митрополита Антония в Сремские Карловцы в Константинополе для окормления русских беженцев был оставлен архиепископ Анастасий (Грибановский), а которому несколько позже присоединился архиепископ Александр (Неполовский). Однако начали поступать жалобы на превышение ими своих полномочий, в результате чего Константинопольская патриархия запретила им священнодействовать на своей канонической территории. Архиепископ Анастасий заявил протест против такого решения. 8 мая 1924 г. Следственная комиссия Вселенской патриархии направила архиепископу Анастасию следующий ответ.
"В ответ на Ваше от вчерашнего числа письмо, подписанное также Высокопреосвященнейшим архиепископом Северо-Американским Александром, назначенная Синодальная следственная комиссия сообщает Вам следующее:
Постановление о Вас о немедленном пресечении священнодействования и церковнодействования здесь принято Святым и Священным Синодом не просто на основании только что поданных против вас жалоб, но также и главным образом вследствие данных, существующих уже давно, о том, что, к сожалению, Ваше Высокопреосвященство и отчасти и Высокопреосвященнейший Архиепископ Северо-Американский Александр в церковной деятельности Вашей здесь, в архиепископии Константинопольской, превышаете нормы, указанные в грамоте патриархии от 2 декабря 1920 г. за # 9084, возможной церковной деятельности Вашей здесь, как беженцев и гостящих в чужой епархии архиереев.
Существует уже достаточно данных, свидетельствующих, что Ваше Высокопреосвященство, вопреки вышеупомянутой грамоте и воспрещению общего Патриаршего и Синодального циркуляра об архиереях-беженцах, который и Вы в свое время получили к сведению, действуете здесь с превышением своих прав, поступая как архиерей правящие и имеющие права власти церковной административной и судебной, что, конечно, не может быть допущено канонически, как несовместимое с вашим положением архиереев-беженцев, гостящих в чужой епархии.
Известно также, что Вами или через Вас произведено много, хиротоний, пострижений в монашество и т.п. Также из многократных данных удостоверено использование Вами Церкви при служениях и в проповедях для политических выступлений, несовместимых с церковным характером и по другим соображениям весьма неуместных здесь.
По этим причинам, а не просто из-за поданных только что жалоб, Священный Синод счет необходимым пресечь немедленно данное ранее Вам разрешение священнодействовать и вообще исполнять какую бы то ни было церковно-административную власть здесь, до представления вами удовлетворительного ответа по всем пунктам обвинений, предъявленных Вам.
Также замечается Вам, что упоминаемые вами св. каноны не могут применяться в данном случае, так как они предусматривают архиереев, правящих и пользующихся полнотой своих прав, а не архиереев, временно пребывающих и гостящих в чужой епархии, и должны подчиняться и всецело сообразоваться с церковными порядками и с требованиями местного канонического епископа.
В заключение комиссия замечает вам, что поднятый неуместно шум для извращения сущности вопроса может составить новые элементы ответственности".
Архиерейский Синод в Сремских Карловцах после этого перевел архиепископа Анастасия в Иерусалим, где он фактически возглавил Русскую церковную миссию.
В приведенном в начале этой статьи циркулярном указе митрополита Антония от 24 января (нового стиля) 1921 г. за # 136 смущает еще одно обстоятельство: утверждение митрополита Антония, что созданное им Высшее Русское церковное управление - это правопреемник Высшего церковного управления на Юге России. Но Высшее церковное управление Юга России действовало именно только на Юге России и не ставило перед собой задачи управлять заграничными русскими приходами. Приведем документ - "Указ #1 из Временного Высшего церковного управления на Юго-Востоке России", помеченный 5-7 июня 1919 г.
"Временное Высшее церковное управление на Юго-Востоке России слушали деяния Юго-Восточного Русского Церковного Собора, состоявшегося в губ. гор. Ставрополе 19-24 мая сего 1919 г., об учреждении Временного Высшего церковного управления на Юго-Востоке России.
ПРИКАЗАЛИ: 1. Открыть действия Временного Высшего церковного управления в г. Екатеринодаре; 2. Пред началом заседания 5-го сего июня в 10 ч. утра в екатеринодарском войсковом соборе отслужить торжественный Господу Богу молебен о ниспослании Божия благословения на его труды для блага Церкви и многострадальной нашей Родины; 3. Пред началом молебна огласить акт об открытии действий Временного Высшего церковного управления нижеследующего содержания:
"Изволением Св. Духа, Юго-Восточный Русский Церковный Собор, состоявший в губ. г. Ставрополе, определением от 22 Мая сего 1919 г. постановил: учредить на Юго-Востоке России Временное Высшее церковное управление, дабы оно, восприняв всю полноту Высшей Церковной Власти, действовало до восстановления беспрепятственных сношений со Святейшим Отцом нашим Тихоном, Патриархом Московским и всея России, и состоящими при нем высшими церковными учреждениями.
Временное Высшее управление простирает свои полномочия на все области, постепенно освобождаемые вооруженными силами Юга России.
Во исполнение таковой воли Собора, избранное им в составе трех епископов, двух пресвитеров и двух мирян, Временное Высшее церковное управление ныне в Богоспасаемом граде Екатеринодаре открывает свои действия молитвою о ниспослании Божия благословения на его труды для блага Церкви и многострадальной нашей Родины". О чем и уведомить циркулярными указами епархиальных преосвященных и протопресвитера военного морского духовенства для прочтения в первый воскресный день во всех церквах после литургии и молебна".
Церковный Собор в Ставрополе четко определил полномочия Временного Высшего церковного управления: они простирались на области, "постепенно освобождаемые вооруженными силами Юга России" и должны были оставаться в силе только "до восстановления беспрепятственных сношений со Святейшим Отцом нашим Тихоном, Патриархом Московским и всея России". После поражения вооруженных сил Юга России и их отхода в Турцию и на Балканы, Временный Высший церковный совет прекратил свою деятельность, после того как южнорусские епархии восстановили связь со Святейшим Патриархом Тихоном.
Председатель Высшего Церковного управления Донской архиепископ Митрофан (Симашкевич) остался в Старочеркасске. Избранный почетным председателем Временного Высшего русского церковного совета на Юге России митрополит Антоний (Храповицкий) выехал за границу, не получив никаких полномочий на продолжение деятельности Высшего церковного управления на чужой канонической территории и в чужой стране. Так что утверждать, что образованное митрополитом Антонием в Константинополе Высшее церковного управление за границей являлось правопреемником Высшего церковного управления Юга России, вряд ли допустимо.