Спокойствие церкви во имя Святой Екатерины было нарушено, когда 20 февраля один из четырех тысяч ее прихожан на пресс-конференции в Вашингтоне обвинил другого в связях с русской разведкой. От директора ФБР Луиса Фри вся Америка узнала, что контрразведчик с 25-летним стажем, отец шестерых детей Роберт Хансен нанес большой ущерб национальной безопасности США. С быстротой молнии в прессу просочилась информация, затрагивающая внутреннюю жизнь этой религиозной общины. "Арест шпиона ФБР сорвал крышу с прихода" - озаглавлен репортаж в газете "Вашингтон пост". Слово "cover" переводится в данном случае как оперативное прикрытие, "крыша" сотрудников спецслужб. Небольшая доля иронии, допустимая даже в таком вполне серьезном и тактичном материале: ведь костел расположен едва ли не в центре местности, которую американцы нередко называют заповедником шпионажа.
Северная часть штата Вирджиния - территория особого назначения. От городка Грэйт Фолз, где находится приход, по шоссе восемь миль до дома Хансена в Вене и не более двадцати до Арлингтона, юго-западного предместья столицы США - там Хансен сейчас коротает время в тюремной камере, рядом со зданием суда, где проходят все процессы по шпионским делам. К северо-западу от Вашингтона - поселок Лэнгли со штаб-квартирой Центрального разведывательного управления. Вся эта местность изобилует не только секретными объектами, но и культовыми постройками различных конфессий.
На работе вероисповедание сотрудника не влияет на его карьеру. Бывают и некоторые исключения: скажем, на выборах граждане могут поинтересоваться религиозной принадлежностью кандидата. В храме, наоборот, не принято афишировать свои должности и звания. "Здесь нет сектора VIP", - сказал журналистам один из прихожан костела Св. Екатерины, пожелавший остаться неизвестным. Есть ли среди прихожан сотрудники ЦРУ? Настоятель прихода отец Макафи объясняет: "Иногда я могу спросить кого-то из верующих, чем он занимается, и, если мне не хотят отвечать, я больше не переспрашиваю". Только после ареста Хансена стало известно, что под сводами храма вместе в ним находили покой и отдохновение директор ФБР Луис Фри, а также другие известные личности и столичные знаменитости.
Журналисты выяснили, что около трети прихода проживают за пределами округа, границы которого установлены епископатом. Для вступления в общину требуется разрешение настоятеля и согласие приходского собрания. Каждый месяц 57-летний отец Макафи получает до 10 писем от мирян, не являющихся местными жителями, с просьбой о принятии их в число прихожан костела. Каждый из них обязан подробно изложить в письме свою духовную биографию. "Мы не хотим, чтобы другие прихожане были недовольны", - объясняет настоятель, не раскрывая всех правил, по которым ведется отбор.
Расположенный в наиболее фешенебельном уголке графства Фэйрфакс храм Св. Екатерины Сиенской существует с 1979 г. Его прихожанами помимо невольно "раскрытых" более чем дюжины высокопоставленных сотрудников ФБР являются член Верховного суда США Энтони Скалиа, сенатор-республиканец от штата Пенсильвания Рик Сэнторам, издательница консервативного журнала "Нэшнл ревью" Кэйт О"Берн. Много лет костел посещали лидер демократического меньшинства конгрессмен Ричард Гепхардт с супругой и известные футболисты Гас Фреротте и Марк Райпен из вашингтонской команды "Редскинз" ("Краснокожие"). Покой, тишина, уединение, традиционные мессы и анонимность исповеди влекут сюда преуспевающих юристов, ученых, разведчиков, управленцев, чиновников и политиков.
Доходы костела только в 2000 г. составили 800 тыс. долл. Бюджет общины "прозрачен" для финансовых органов. Благодаря пожертвованиям верующих собрано 3 млн. долл. под строительство нового учебного заведения на 15 акрах земли. Предполагается, что уже к концу нынешнего года там откроется частная школа. Макафи не сомневается, что духовное влияние его кафедры во многом зиждется на том авторитете, который имеют в обществе некоторые из его прихожан.
Хулиан Эрон, один из владельцев юридической конторы в Вашингтоне, вышел из общины Лютеранской епископальной Церкви и перешел в католицизм. Сейчас Эрон регулярно читает Библию и ходит на мессу два раза в неделю. Скалиа и Фри, которых ему частенько доводилось видеть, воспринимались им как обычные прихожане.
Эрон рад тому, что костел этот очень "невашингтонский". Люди посещают приход не из-за желания быть кем-то увиденными. Просто там они обращаются к Богу. Размышляя подобным образом, Хуан Эрон делает вывод: "Если вы не знаете, как они выглядят, то можете и не догадаться об их присутствии".
Настоятель также не сообщил журналистам ничего нового по поводу Хансена, ссылаясь на то, что не знал его достаточно близко. Случай этот вызвал смущение у многих прихожан Св. Екатерины. Это, по их мнению, прежде всего неприятный момент для самой церкви.