Непосредственным поводом для проведения нынешнего заседания являются проблемы, возникшие в связи с мероприятиями, которые в последнее время проводятся налоговыми органами.
Речь идет о новой системе учета и контроля за доходами и имущественным состоянием юридических и физических лиц. Как известно, политика государства в этой области вызвала беспокойство в нашем обществе, в частности у верующих православных христиан, но также и у других граждан.
Эта обеспокоенность касается прежде всего тех опасностей, которые возникают при использовании современных электронных систем сбора, хранения и обработки данных. Накопление информации о личности в электронных базах данных, которыми располагают как налоговые органы, так и другие государственные ведомства, способствует более эффективной работе этих учреждений, но также может обернуться и вторжением в частную жизнь граждан.
Если сбор информации о физических лицах производится без ведома и согласия самих граждан, это противоречит Конституции РФ, которая в ст. 24, ч. 1 запрещает "сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия". Часть 2-я той же статьи гласит: "Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом"...
...Наша Церковь не может уклониться от такого рода заботы о свободе и достоинстве человека и имеет своим долгом участвовать в организации и осуществлении контроля со стороны общества за теми процессами в области государственного учета, которые таят в себе опасность использования информации о человеке ему во вред. Такая опасность особенно очевидна в нынешней ситуации, когда налицо многочисленные факты коррупции и чиновничьего произвола...
...Другой вопрос, который мы должны всесторонне обсудить на настоящем заседании Богословской комиссии, касается обеспокоенности многих верующих тем, что современные системы электронного учета и обработки данных, в частности системы кодирования, содержат в себе апокалиптическую символику.
Мы знаем, что на этот счет существуют разные мнения, в подтверждение которых приводятся различные аргументы. Эта проблема требует самого серьезного внимания и изучения, так как в данном случае речь идет о соотношении технических достижении современной цивилизации и вероучительных истин, от исповедания которых зависит наше вечное спасение. Кроме того, любое оскорбление религиозных чувств граждан является нарушением свободы вероисповедания и вносит разделение в жизнь общества.
Обеспокоенность верующих новыми способами постановки на учет в налоговые органы нашла свое выражение в особом Заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 марта 2000 года, озаглавленном "Уважать чувства верующих и хранить христианское трезвомыслие"...
...В результате плодотворного и взаимно уважительного диалога (между Церковью и государством - прим. "НГР") подвергся изменению порядок регистрации православных граждан в налоговых органах. Кроме того, Святейший Патриарх и министр договорились внести в законодательные инстанции предложения, касающиеся изменения соответствующих нормативных документов...
...Вместе с тем было бы преждевременным считать, что пересмотр формальных процедур целиком развеет те подозрения и опасения, которые высказывают некоторые верующие, а также пастыри нашей Церкви в ряде обращений, поступивших на имя Святейшего Патриарха. Сегодня нам предстоит по здравом размышлении выявить реальные причины апокалиптических настроений, которые охватили некоторых чад церковных, и по возможности прийти к единодушному, соборному суждению о тех вопросах, которые беспокоят совесть православных христиан...
...В этой противоречивой ситуации, которая требует от Церкви и ее членов верности богозаповеданному учению и особой трезвенности, сопряженной с глубокой верой в Промысл Божий, некоторые клирики и миряне, искренне включившиеся в процесс церковного возрождения и строительства, обнаруживают ослабление церковного сознания. Заявляя о своей преданности Святому Православию, они готовы порой связать эту преданность с отрицанием канонического строя Церкви, а именно канонического статуса епископов и их богоустановленного служения. Неоднократно в публичных обращениях православные церковные люди противопоставляли духовный авторитет отдельных пастырей, духовных руководителей, иноков и старцев - авторитету канонического священноначалия.
Особенно настораживает тот факт, что ряд вполне оправданных по своему содержанию обращений со стороны духовенства и мирян, направленных лично Святейшему Патриарху, составлен в такой форме, которая при всех изъявлениях почтения первоиерарху нашей Церкви выглядит как откровенное давление и даже как предъявление своего рода ультиматума.
Должен сказать со всей определенностью: если некоторые чада церковные, пастыри и пасомые, вольно или невольно, сознательно или бессознательно ставят под сомнение богоопределенный строй Святой Православной Церкви, священные прерогативы архиереев Божиих, через посредство которых подается спасительная благодать священства и тайносовершения, - в таком случае они ставят себя вне Церкви Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!..
...Раскол - величайший грех против Церкви. История Церкви знает, что раскольники часто использовали второстепенные проблемы, чтобы учинить раскол и разделить единое стадо Христово, воздвигая брань на епископов Церкви. Одна из причин всякого раскола в том, что отдельные христиане дерзостно почитают себя знатоками церковного учения, непогрешимыми толкователями Священного Писания и соответственно судьями Церкви. Они присваивают себе право передавать и одновременно истолковывать высказывания духовных отцов, авторитетных подвижников и богословов, не сознавая при этом опасности придать своим собственным, а значит ограниченным, суждениям статус общецерковного учения...
...Любые попытки обращаться к народу Божию помимо священноначалия, противопоставлять верность чистоте спасительного церковною учения иерархическому строю Церкви являются изменой догмату о Церкви, выраженному в Священном Писании Нового Завета и в святоотеческом Предании.
С другой стороны, грех раскола - это грех против церковной соборности. Все вопросы, возникающие в церковном сообществе, должны обсуждаться и разрешаться народом Божиим в единстве с епископами Церкви.