Рабби Менахем Мендл Шнеерсон (1902 - 1994) 50 лет назад - 10 швата (4 февраля в этом году) 1951 года возглавил Хабад - наиболее активное сегодня движение в хасидизме. Он стал седьмым Любавичским ребе.
Эту юбилейную дату московские хасиды решили отметить уникальным образом. Они устроили праздник для 50 мальчиков, ставших в последний месяц бар-мицва. Слово "бар-мицва" в переводе с арамейского означает "сын заповеди". "Сыном заповеди" мальчик становится в 13 лет. С точки зрения религиозного права, это возраст совершеннолетия: мальчик обретает теперь статус взрослого человека, все его права и обязанности.
Именно так говорится в Талмуде, однако многие ли евреи живут сегодня в соответствии с его установлениями? В особенности это касается евреев России, которые на протяжении советского периода истории были насильственно оторваны от своего религиозного наследия, а традиционная жизнь была целенаправленно разрушена. Хасиды Хабада прекрасно это понимают и предпринимают энергичные попытки изменить ситуацию.
Празднуя свой юбилей, они обратились к детям. Московский еврейский общинный центр "Хабад Любавич" собрал 4 февраля детей, вступивших в возраст бар-мицва, их пригласили вместе с семьями. Их принимали в том же прекрасном зале за теми же столами, где сидели совсем недавно Путин с Нетаньяху. Обычные московские евреи стали важными людьми, VIP-персонами. Их сугубо частный домашний праздник оказался вдруг важным общественным событием - семейным праздником всей московской общины. Для них играл джаз, для них разносили еду вежливые и предупредительные официанты.
Само собой, смотреть на детей было одно удовольствие. Мальчики были исполнены одновременно серьезности и веселья, а официальное занудство, казалось бы, непременное в такого рода акциях, было сведено к минимуму. Камертоном официальной части стало вступительное слово главного раввина России Берла Лазара: "Вы не пугайтесь, я буду краток", - сказал раввин. Всем известно, что после такой многообещающей преамбулы некоторые важные люди способны говорить больше часа, тем паче, когда есть такой повод для религиозного назидания подрастающему поколению! Но Берл Лазар был честен и мудр. "Мазел тов!" - сказал он. - "Мазел тов!" А затем, к удовольствию ребят и взрослых, весело прокричал это много-много раз. "Мазел тов" - пожелание счастья и удачи. Но он добавил к этому еще одно пожелание: "Теперь, когда вы стали бар-мицва, вы должны изменить не только свой взгляд на жизнь, но и саму жизнь".
Потом говорили разные люди, говорили важные и серьезные вещи, но, во-первых, они не увлекались, а во-вторых, все эти речи шли на фоне общего застолья с прекрасным израильским вином и отменной русской водкой, и, как бы серьезны и содержательны ни были эти речи, они все равно естественным образом превращались в семейные тосты. Разумеется, выступали и ребята: и на русском, и на иврите. В соответствии с еврейской традицией бар-мицва должен прокомментировать Тору - было и это.
А потом начались танцы. Как и положено в еврейском религиозном мире, танцевали одни мужчины. На шеях у них восседали счастливые виновники торжества. Джаз наяривал фрейлахс и "Хаву нагилу", зал наполнился водоворотами танцующих, седобородые джентльмены прыгали и веселились, как мальчишки.
А потом вручали подарки. Каждый бар-мицва получил тфилин (кожаные коробочки с текстами Торы, которые соблюдающий еврей крепит с помощью ремней ко лбу и к левой руке во время утренней молитвы), сидур (молитвослов) и книгу Любавичского ребе, юбилей которого и послужил причиной праздниства в Марьиной Роще. Обыкновенно как происходит: отличившимся ребятам вручает подарки какой-нибудь важный взрослый. Здесь было все наоборот: важными были мальчики, а подарки им вручали отличившиеся взрослые - наиболее уважаемые члены общины. Это была большая честь - поздравить бар-мицва!
Как и положено в день рожденья, были свечи - 13 свечей. Но только их не задували, а зажигали - внятный образ жизненной задачи, стоящей перед мальчиками: нести свет в мир.
Среди этих бар-мицва были самые разные ребята: из религиозных и нерелигиозных семей, учащиеся в еврейских и самых обыкновенных школах, те, кто много уже чего знает о еврейской религиозной жизни, и те, кто попал в синагогу в первый раз только сейчас. Не знаю, многие ли из них станут накладывать тфилин, но совершенно очевидно, что этот вечер они запомнят.
Да, кстати, в 13 лет, обретя совершеннолетие, мальчик может жениться, но в отличие от прочих заповедей иудаизма, ставших теперь для него обязательными, с этим он может малость и повременить.