Святейший Патриарх Алексий II в своем докладе "Церковь и мир на пороге нового тысячелетия" продолжает "миллениумную" тематику, не ограничиваясь отдельными проблемами РПЦ, а рассматривая их в контексте глобальных тенденций развития современного общества.
"С чем же вступает в новое тысячелетие мировая цивилизация? - задается вопросом предстоятель Русской Церкви. - Она добилась немалых успехов на пути овладения научными знаниями и технологиями. Пронизанный всеохватывающими телекоммуникационными связями мир как будто стал меньше. Рушатся преграды между странами и людьми. Все больше полномочий передается наднациональным структурам управления".
Отметив успехи современной цивилизации, Его Святейшество констатирует, что они, к сожалению, не несут с собой никакого нравственного прогресса. Впечатляющие достижения современного общества не могут привести к выходу из духовного кризиса, отягощенного экономическими и экологическими проблемами. "Стремление к неограниченному потреблению, - отмечает Алексий II, - столь характерное для западного мира и, к сожалению, воспринятое известной частью нашего общества, может разрушить коренные основы взаимопонимания между народами. Абстрактные либеральные идеи не помогут устранить противоречия между интересами "золотого миллиарда", пользующегося львиной долей мировых ресурсов, и несчастьями множества людей, выброшенных на обочину жизни".
По мнению Его Святейшества, для России выход из мирового кризиса состоит в обращении к православию и его культурным традициям: "Важнейшая задача видится нам в сохранении высокого строя русской культуры, укорененной в традиционных ценностях, дающей людям подступы к пониманию истинного смысла жизни, к источнику ее незамутненной красоты. Церковь никогда не чуждалась человеческого творчества. Наоборот, именно она стала благодатной колыбелью, в которой воспитывалась отечественная культурная традиция".
Важнейшие исторические задачи современного православия состоят, по словам Алексия II, в том, чтобы "удовлетворить духовные потребности современного общества, не обмануть его надежды и ожидания, поддержать и развить его творческий потенциал, возродить и укрепить нравственные начала жизни, содействовать спасению каждой человеческой души".
Предстоятель РПЦ подчеркнул, что "материализм, бывший на протяжении прошлого столетия господствующей идеологией, ныне отступает, опустошив и обезволив души людей. Растерянные, сбитые с толку, утратившие исторические корни и связи, они стремятся к преодолению одиночества и душевной пустоты. Но при отсутствии элементарных религиозных знаний, опыта духовной брани, преодоления страстей, духовного трезвения, они нередко попадают в капкан примитивного магизма. Образуется благоприятная почва для распространения тоталитарных сект, колдовства, суеверий, от которых недалеко и до поклонения злым духам".
Поэтому духовное образование и воспитание относится, по словам Святейшего Патриарха, к первоочередным задачам современной церковной жизни. Он отмечает, что, "несмотря на все сложности и препятствия, мы имеем уже немалое количество воскресных школ, православных лицеев, гимназий и высших учебных заведений. Они далеко еще не крепки, нуждаются в непрестанной духовной и материальной поддержке. Тем не менее духовное просвещение мирян в последние годы стало реальностью нашей жизни".
Касаясь вопроса взаимоотношений Церкви и государства, Алексий II подчеркивает, что у них есть немало "совместных задач как национального, так и вселенского значения". Подступить к их решению можно только сообща. А для этого, по словам Святейшего Патриарха, "прежде всего нужен конструктивный и плодотворный диалог в духе благожелательности и откровенности".
При этом он особо подчеркивает, что "во всяком добром деле" Церковь поддерживает усилия власти, решительно стоит за ее консолидацию и укрепление, но в то же время она не может не осуждать "нравственно непродуманные деяния, пассивность и бездействие, не может делать уступки силам зла. Власть дается от Бога. И люди, облеченные властью, должны постоянно помнить об этом".
"Свобода совести, - по словам Его Святейшества, - не оправдывает пренебрежения духовными традициями, которые складывались на протяжении тысячелетий". Он уверен, что без Православия России не возродить своего "исконного величия".