По сообщению агентства ENI, епископ Пауль Шмитц, один из ведущих католических деятелей Латинской Америки, присоединился к критике недавно выпущенного Ватиканом документа "Dominus Iesus", в котором утверждалось, что протестантские деноминации нельзя назвать настоящими Церквами. Епископ считает, что в Ватикане при написании этого документа не прибегали к экуменическому языку, а тот язык, которым он написан, не воспринимается христианами-некатоликами и во многом чужд им. "Между тем он и не был им адресован, - заявил епископ Шмитц, занимающий пост директора по экуменическим связям в Латиноамериканской конференции епископов, в Барранкилье (Колумбия), где он принял участие в большой церковной встрече. - Он предназначался католикам, которые, вступая в диалог с иноверцами или христианами других деноминаций, должны ясно представлять себе, на чем мы стоим". При этом, по словам епископа Шмитца, надо быть едва ли не богословом, чтобы по-настоящему понять смысл данного текста.
Бывший епископ Методистской Церкви Аргентины Федерико Пагура, один из восьми сопредседателей Всемирного совета Церквей и давний поборник экуменизма, во время той же встречи в Барранкилье сказал корреспонденту ENI Полу Джеффри, что подвергшийся критике документ вызвал в Латинской Америке весьма малый отклик. "В нем нет ничего нового, - полагает он. - И хотя некоторых задело его содержание, на самом деле это просто возврат к тому состоянию Католической Церкви, которое имело место до II Ватиканского собора".
В документе "Dominus Iesus", опубликованном 5 сентября 2000 г., было провозглашено, что Церкви, которые не имеют "полноценного епископата и подлинного, целостного представления о таинстве Евхаристии, не являются Церквами в собственном смысле слова". На это последовала негативная реакция со стороны многих протестантских Церквей во всем мире, хотя ряд богословов отмечают, как и Пагура, что подобные утверждения не новы.
По словам Пагуры, содержание "Dominus Iesus" "касается скорее внутренних дел Ватикана, нежели отношений между католиками и нами, протестантами. В Ватикане многие боятся того, что будет избран Папа-мечтатель, "экуменический" Папа вроде Иоанна XXIII. И хотя Иоанн Павел II говорит, что экуменизм необратим, его неопределенные, противоречивые взгляды не способствуют делу экуменизма".
Как выразился Пагура в беседе с корреспондентом ENI, "некоторые ультраконсервативные круги в Католической Церкви хотели бы повернуть стрелки часов назад. Они мечтают о реставрации автократического и всесильного католицизма и ведут свою игру именно сейчас, когда близится избрание нового Папы".
Епископ Шмитц отметил, что сегодня в Латинской Америке достигнута широкая открытость и взаимопонимание между католиками и евангелистами. "Мы, католики, - считает он, - приходим к пониманию того, что мы живем в обществе религиозного плюрализма, и это понимание для нас ново. Надо иметь в виду, что состязательность является благом не только в экономике, но и в области религии. Монополии же играют дурную роль в религиозной жизни". Впрочем, говорить об идиллии, полагает епископ, было бы преждевременно: "У нас нет проблем с историческими протестантскими Церквами, но трудно складываются отношения с Церквами Пятидесятницы, так как они агрессивно занимаются прозелитизмом".
По мнению епископа Шмитца, "конкуренция между Церквами дала католикам животворный импульс. Бог сказал нам нечто, к чему прежде мы были глухи. Во многих регионах, прежде всего бедных, мы еще не занимались евангелизацией, и, может быть, там Бог говорит нам что-то важное. Так уже было в Европе во время Реформации, когда мы услышали Его новое слово о том, какой должна быть роль Церкви в обществе".
Епископ признал, что на католиках лежит вина за то зло, которое они причинили в прошлом представителям других деноминаций. Причиной тому было "наше невежество по отношению к истории протестантских, евангелических и пятидесятнических движений". Одним из способов преодоления этого невежества являются курсы по экуменизму в семинариях.
То раздражение, которое вызвала у протестантов и евангелистов Латинской Америки публикация "Dominus Iesus", во многом, как считает епископ Шмитц, связано с тем, как истолковала этот документ светская пресса: "Если бы люди могли самостоятельно его прочесть, то многие из них смогли бы судить о его содержании, в частности, о том утверждении, что Христос является единственным Спасителем человеческого рода. Все это заставляет задаться вопросом: действительно ли серьезен подход Католической Церкви к экуменическому диалогу, была ли она искренней, вступая в него, или же считала его всего лишь тактическим ходом".