Когда 19 января Талгат Таджуддин, называющий себя Верховным муфтием России и СНГ, попытался войти в Вырыпаевскую мечеть города Ульяновска, то его не пустили туда верующие. Сторонники Таджуддина объявили о том, что на "главного российского имама" "напали ваххабиты". По нашим временам это звучит как прямой призыв к арестам и репрессиям. Мы попытались разобраться в сложившейся неординарной ситуации.
Раскол среди мусульман Ульяновской области наметился еще в 1994 г., когда Тагиром Шангареевым была создана региональная организация "Байт Аллах", призванная стать альтернативной организацией мусульман, не желавших больше подчиняться бывшему еще с советских времен областным муфтием Аюпу Дебердееву, который, в свою очередь, подчиняется "верховному муфтию России и СНГ" Талгату Таджуддину. "Байт Аллах" сразу начал ориентироваться на Совет муфтиев России во главе с Равилем Гайнутдином.
До 1991 г. все мусульмане РСФСР в составе СССР были едины и волей-неволей признавали Верховным муфтием Талгата Таджуддина. После этого в независимой России начали возникать самостоятельные духовные управления мусульман, которые постепенно стали группироваться вокруг московского муфтия Равиля Гайнутдина. В большинстве регионов России мусульмане раскололись на сторонников Таджуддина и сторонников Гайнутдина.
Не миновал раскол и Ульяновской области, когда в ней в 1997 г. было образовано альтернативное Духовное управление мусульман Ульяновской области во главе с новым муфтием Тахиром Шангареевым, который объявил о своем подчинении Равилю Гайнутдину. В настоящее время в юрисдикции Шангареева находятся 4 мечети города Ульяновска и только 2 мечети в городе - в юрисдикции Дебердеева. В то же время в сельских районах и мелких городах Ульяновской области у Шангареева в подчинении 5, а у Дебердеева - 40 мечетей. Подчиняющийся Равилю Гайнутдину муфтий Шангареев смог объединить вокруг себя большинство мусульман города Ульяновска, но большинство мусульман в остальных городах и районах области относятся к юрисдикции Талгата Таджуддина.
Аюп Дебердеев сдавал позиции в городе отнюдь не без боя. Но борьбу против Шангареева он повел не путем проповеди среди верующих, а с помощью публикаций в прессе. Первые инициированные Дебердеевым публикации против Шангареева появились в местной татарской газете "Омет", которая потом, правда, предоставляла возможность для изложения своей точки зрения и Шангарееву. В 1998 г. в ульяновской газете "Губернские ведомости" появились статьи об опасности, исходящей от неведомых ваххабитов, которых Дебердеев пытался связать с именем муфтия Шангареева.
В это же время Шангареев организовал татарско-арабский колледж, в котором читали лекции преподаватели из Саудовской Аравии, Иордании, Туниса, Алжира и Египта. Обучение в этом колледже стало престижным среди ульяновских мусульман. Многие приверженцы религии Мухаммеда, особенно молодежь, в благодарность за организованное им исламское просвещение начали переходить в подчинение к нему. Привлекательной для многих оказалась и относительная молодость Шангареева (ему сейчас 47 лет, а Дебердееву уже под 80). В числе четырех мечетей Ульяновска, которые перешли в подчинение Шангарееву после проведения соответствующих собраний прихожан, оказалась и Вырыпаевская мечеть.
Но Дебердеев неоднократно пытался вернуть мечеть в свою юрисдикцию. Последняя такая попытка была предпринята 19 января, когда Аюп-хазрат пригласил Верховного муфтия Талгата Таджуддина, приехавшего на инаугурацию нового губернатора генерала Владимира Шаманова, посетить Вырыпаевскую мечеть. Этому предшествовало организованное Дебердеевым собрание прихожан, избравшее нового имама: им стал Максут Низамов, сменивший на этом месте Ирека Шайдуллина. Было также принято решение о переходе мечети под каноническое управление Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) во главе с Таджуддином.
Но во время визита Талгата Таджуддина в Вырыпаевскую мечеть выяснилось, что отнюдь не все ее прихожане согласны с решением организованного Дебердеевым собрания. Вот как рассказывает об этом муфтий Ульяновской области Аюп Дебердеев в письме новому губернатору генералу Владимиру Шаманову: "Неожиданно нагрянули около двух десятков ваххабитов. Их предводитель стал грубо оскорблять Талгата Таджуддина, угрожать ему расправой. Остальные стали призывать присутствующих изгнать из мечети делегацию Верховного муфтия. Молодой человек из их окружения исподтишка ударил одного из стариков, чем спровоцировал рукопашную схватку. С криком "Аллах Акбар" набросились на избранного имама мечети. Молодежь оттеснила делегацию от убеленных сединами прихожан и толчками выпроводила из мечети. При этом некоторые из представителей делегации получили ушибы. Старики-прихожане заявляют, что никогда не будут посещать эту мечеть". Возмущению стариков не было предела, так как в Коране указано, что необходимо уважать старших по возрасту и сану. Поэтому, считает Аюп Дебердеев, "Верховный муфтий России" должен быть вообще неприкосновенным лицом.
Распоряжение мэра Ульяновска о передаче Засвияжской мечети ЦДУМ было подписано еще летом. Для нее был избран и лояльный к Дебердееву имам. Но сторонники Шангареева не согласились с таким решением и попытались отстоять свою позицию действиями, которые муфтий Аюп-хазрат назвал "рукоприкладством". В письме к Шаманову Дебердеев отметил: "Наше общество пытаются убедить, что мусульманского экстремизма у нас, в центре России, нет и быть не может, что у нас нет ваххабитских организаций. А я знаю, что они есть. Случись у нас в регионе нечто подобное ситуациям в Чечне или в Дагестане, и они проявятся. Власти столкнутся с материально обеспеченными и идейно подготовленными экстремистскими формированиями. Поверьте, я ничуть не сгущаю краски".
Сторонники Шангареева называют подобные заявления клеветой и считают, что основная проблема Дебердеева в том, что он не занимался духовным просвещением верующих, а старался угодить властям. Кроме того, ульяновские сторонники Равиля Гайнутдина указывают, что Талгат Таджуддин не был избит, а его просто "не пустили в мечеть". Тагира Шангареева 19 января не было в Ульяновске, он был в Москве и никак не причастен к инциденту. Не допустила присутствия Талгата Таджуддина в Вырыпаевской мечети молодежь, которая таким образом выразила протест против попыток Аюпа Дебердеева вернуть себе эту мечеть с помощью методов, которые принято называть "доносами".