КАНАДА
Совет Церквей за прекращение санкций против Ирака
Международные санкции в отношении Ирака "несправедливы и аморальны и потому должны быть немедленно прекращены". Об этом говорится в заявлении Совета канадских Церквей, приуроченном к 10-й годовщине со дня начала вооруженного конфликта в зоне Персидского залива, сообщает ИТАР-ТАСС.
В заявлении подчеркивается, что в результате экономических санкций, которым подвергается Ирак, за эти годы в стране погибли от болезней и голода 1,5 млн. человек, "причем главными жертвами становятся женщины и дети".
"Экономические санкции в отношении Ирака - это, по сути, продолжение военных действий. США и их союзники не прекращают войну против Ирака", - отметил в этой связи исполнительный директор канадского Межцерковного комитета действий Дэйл Хильдебранд, который в ноябре минувшего года посетил Ирак.
"23 миллиона жителей Ирака до сих пор остаются заложниками конфликта между Вашингтоном и Багдадом", - добавил глава комитета, в который входят представители Англиканской, Католической, Лютеранской, Меннонитской, Пресвитерианской и Объединенной Церквей Канады.
Оценивая позицию Оттавы в отношении Ирака, Хильдебранд отметил, что "Канада и ее западные союзники не уделяют особого внимания статистике смертности в Ираке, поскольку там гибнут не взрослые мужчины в ходе боевых действий, а дети, страдающие от недостаточного питания и болезней". Он также высказал убеждение, что Канада поддерживает режим санкций в отношении Ирака "исключительно из опасений испортить отношения с США".
Примечательно, что среди поставивших свои подписи под обращением нет представителей канадских баптистов, которые занимают среди канадских конфессий 4-е место по численности. Очевидно, канадские баптисты также боятся испортить отношения с более сильными и богатыми американскими баптистами, тем более что сохранение санкций активно поддерживали баптисты Билл Клинтон и Альберт Гор.
ИТАЛИЯ
Богослужения с участием Папы все более популярны
В 2000 г. мероприятия с участием Иоанна Павла II посетили 8,5 млн. человек. Эта цифра подсчитана по числу билетов, распределенных для различных церемоний.
Только в 45 мероприятиях приняли участие 1 463 500 верующих (втрое больше, чем в среднем за 1978-2000 гг.). Кроме того, 1 342 088 человек являлись специально приглашенными, большинство из них принадлежало к делегациям паломников, приехавших по случаю юбилея 2000-летия христианства. Приблизительно 1 057 000 человек посетили предновогодний молебен 31 декабря.
В целом различные празднования, проведенные в течение прошлого года, посетили 4 652 500 человек. Общее количество людей, принявших участие в богослужениях Папы Римского, составляет 8 515 088. (Общее же число паломников и туристов, посетивших Рим в 2000 г., составило по данным Итальянского статистического центра 32 млн.) Наиболее многолюдной оказалась месса, проведенная Иоанном Павлом II во время Всемирной встречи молодежи в августе: в ней приняли участие 2 000 500 верующих
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Упадок англиканства
Согласно последнему опросу Национального центра социальных исследований (NCSR), из более 3000 опрошенных британцев почти половина считают себя не принадлежащими ни к одной религии.
Снижение религиозности наиболее сильно отразилось на количестве приверженцев Церкви Англии, к которой теперь себя относят чуть более четверти населения. Число людей, принадлежащих к государственной Церкви, снизилось на 40% по сравнению с 1983 г. (когда их было 27,7 млн.). Впервые за последние 200 лет еженедельно совершают религиозные обряды в Церкви Англии менее одного миллиона британцев. В 1999 г. в англиканской Церкви венчались 67 219 человек (всего в 1999 г. заключено 263 515 браков), что на 2000 меньше, чем в предыдущем году. Даже в 1838 г. было более 100 000 венчаний. Кроме того, по данным Комитета национальной статистики, лишь 23% из 162 679 гражданских браков в 1999 г. совершены в "одобренных (Церковью Англии) помещениях".
По данным опроса NCSR, 44% не относят себя ни к одной религии (в 1983 г. - 31%). Среди молодежи (18-24 лет) не исповедуют ни одну религию две трети опрошенных, а среди тех, кто старше 65 лет, - лишь четверть.
Всего считают себя приверженцами той или иной религии 48% жителей Великобритании, в то время как в США - 86% (а по данным службы Гэллапа, даже 90%), а в Италии - 92%.
Единственная религия, у которой наблюдается заметный рост приверженцев, - это ислам (сейчас это примерно 3% населения), в основном из-за эмиграции.
Большинство британцев далеки от христианской морали и в своем отношении к нищим и бродягам. Почти две трети полагают, что нет "никакого оправдания" для попрошайничества, около половины британцев сочли это явление "лишь легким способом жизни", 60% считают, что существование государства всеобщего благоденствия подразумевает отсутствие оправдания для бродяжничества.
Снизился интерес британцев и к религиозному теле- и радиовещанию: аудитория религиозных передач на светских каналах телевидения упала на треть в 1987-1997 гг., а аудитория религиозного вещания радио Би-би-си - на 15%.
УКРАИНА
Новый глава греко-католиков
Синод Украинской Греко-Католической Церкви на своем заседании 24-25 января во Львове избрал нового предстоятеля украинских униатов вместо скончавшегося 14 декабря прошлого года кардинала Мирослава-Ивана Любачивского. Им стал епископ Любомир Гузар.
Интронизация нового главы УГКЦ прошла 28 января в кафедральном соборе святого Юра во Львове.
Папский нунций Николай Этерович, который принял участие в церемонии, зачитал поздравительную телеграмму от Папы Римского Иоанна Павла II. Он сообщил, что понтифик возвел Любомира Гузара в сан кардинала.
Как было объявлено в Ватикане, в кардинальский сан возведен и римо-католический архиепископ Львова Марьян Яворский. Это первый случай в истории, когда во Львове одновременно находятся два кардинала.
После завершения богослужения была зачитана поздравительная телеграмма от президента Украины Леонида Кучмы.
Новый глава УГКЦ родился во Львове 26 февраля 1933 г. В 1944 г. его семья вынуждена была уехать из Украины. Сначала жила в Австрии, а в 1949 г. переехала в США. Сан священника Гузар принял в марте 1948 г. в Стэнфорде (США).
Богословское образование получил в Католическом университете в Вашингтоне. В 1954 г. получил степень бакалавра, в 1967-м - магистра.
С 1973 г. жил в монастыре монахов-студитов Марино близ Рима. С 1974 г. стал настоятелем этого монастыря. Затем - архимандритом монахов-студитов Европы и Америки.
В апреле 1977 г. рукоположен в сан епископа. С 1985-го - генеральный викарий кардинала Любачивского, бывшего тогда в Риме.
В 1994 г. вернулся на Украину и основал в Тернополе монастырь монахов-студитов. 2 апреля 1994 г. избран главой новосозданного Киево-Вышгородского архиепископского экзархата.
До последнего времени Любомир Гузар фактически исполнял обязанности главы Церкви, поскольку скончавшийся верховный архиепископ УГКЦ кардинал Любачивский долго и тяжело болел.
Приход Любомира Гузара фактически означает начало нового этапа в жизни УГКЦ. Впервые ее предстоятель избран собором епископов, а не единоличным решением Папы, как это было раньше. Униаты становятся все более независимы от Ватикана. В их среде уже появились идеи о возможном включении УГКЦ в единую поместную украинскую православную церковь, создания которой добиваются украинские раскольники.
На этом фоне могут существенно измениться отношения между Московским Патриархатом и Ватиканом. Первый уже не раз заявлял, что главным препятствием на пути диалога между Русской Православной и Католической Церквами является униатство. Вполне возможно, что в ближайшем будущем почвой для их сближения станет общее противостояние УГКЦ.
Визит Папы на Украину переносится на конец июня
МИД Украины распространил информацию о том, что визит главы Римско-Католической Церкви Папы Иоанна Павла II на Украину переносится на 23-27 июня нынешнего года. Ранее планировалось, что визит состоится 21-24 июня. В ходе визита глава Римско-Католической Церкви планирует провести несколько богослужений. Иоанн Павел II посетит Украину в статусе главы государства Ватикан.
Перенос даты чисто символический, скорее за ним стоит желание лишний раз напомнить украинской общественности о том, что визит все же состоится. Как ранее писали "НГ-религии", визит Папы пройдет по просьбе украинских властей, которые настаивают на скорейшем визите понтифика (президент Украины Леонид Кучма направил понтифику приглашение посетить страну еще в 1998 г., а 29 декабря 2000 г. подписал распоряжение "Об организации государственного визита на Украину главы государства Ватикан Папы Иоанна Павла II"). Министр иностранных дел Украины Анатолий Зленко, назначенный одновременно председателем оргкомитета по подготовке и проведению официального визита на Украину Папы Римского Иоанна Павла II, обсуждал 13 января в Киеве на встрече с делегацией Ватикана проект программы папского визита (запланировано, что понтифик два дня проведет в Киеве и столько же - во Львове). Украинские власти последний год активно стараются создать на Украине единую подконтрольную себе Православную Церковь. Для того чтобы объединить всех православных Украины, необходима опасность, которая сплотит все три Православные Церкви, а такой опасностью может быть только Папа Римский.
РУМЫНИЯ
Патриарх - антисемит?
В Румынии разгорелся религиозный скандал. Как сообщило агентство Ассошиэйтед Пресс, нынешний 86-летний Патриарх Феоктист в молодости поддерживал фашистское движение легионеров и был одним из нескольких священников, участвовавших в 1941 г. в разгроме синагоги в Бухаресте во время восстания легионеров против правительства.
Об этом говорят недавно обнародованные документы румынской службы госбезопасности "Секуритате".
Хотя документы, обнаруженные в Бухаресте, являются подлинными, информация, которая в них содержится, может быть и ложной: прежняя тайная полиция Румынии иногда составляла фальшивки, чтобы шантажировать противников.
Православная Церковь, к которой принадлежат 70% из 22 млн. румын, признает подлинность документа, но отрицает утверждения, которые содержатся в нем, называя их "обычной фальшивкой".
Но есть в Румынии и те, кого она встревожила. "Если это окажется правдой, то это очень печально", - сказал Дорел Дориан, представляющий в парламенте Румынии евреев. Он добавил, что опасность не в "86-летнем человеке, а в возрождении крайнего национализма". Он сослался при этом на популярность ультранационалистической партии "Великая Румыния", которая имеет четверть мест в парламенте и недавно чуть не провела в президенты своего лидера (во второй тур президентских выборов вышли бывший коммунист и националист, но националист пока проиграл).
Трудно сказать, участвовал ли румынский Патриарх в разгроме синагоги: противники Патриарха хотели его дискредитировать, но вышло совсем противоположное. Те, кто способствовал публикации этого документа, объективно помогли румынским националистам. По уровню доверия к Церкви Румыния находится на 2-м месте в Восточной Европе после суперрелигиозной Польши, опережая Венгрию, страны бывшей Югославии, Украину и Болгарию. А теперь, когда понятия "православный" и "антисемит" становятся почти синонимами, популярность националистов скорее всего будет расти.
АРМЕНИЯ
1700-летие принятия христианства
Армения празднует в этом году 1700-ю годовщину принятия христианства. Праздновать эту годовщину собирается и Патриарх армяно-католиков Нерсес Бедрос XIX. В послании к армянам, проживающим в Армении, Ливане и других странах, Патриарх подчеркнул, что празднование должно стать поводом для глубокого внутреннего подъема всех верующих. Папский престол объявил, что к празднику будут выпущены специальные медали. Частью празднований станет также и месса, которую Иоанн Павел II проведет в Соборе святого Петра 18 февраля вместе с армяно-католиками со всех континентов во главе с Нерсесом Бедросом XIX.
Армения стала в 301 г. первой страной, которая начала принятие христианской веры с крещения короля. Святой Григор Просветитель был активным участником христианизации Армении, что стало примером и для других регионов Кавказа.
Отрадно, что Папа Римский уделяет такое внимание годовщине христианизации армянского народа, но только и Папа, и подконтрольные ему армяно-католики не имеют к этой годовщине никакого отношения. Армяне приняли христианство монофизитского толка в IV-V веках, а армяно-католическая Церковь образована лишь в 1740 г. (а первые, да и то неудачные в итоге, контакты армян с католиками относятся к 1198 г., то есть девять веков спустя после принятия армянами христианства).
РОССИЯ
Рост численности Свидетелей Иеговы"
Последние годы в России стремительно растет число приверженцев "Свидетелей Иеговы": в 1946 г. их было 3 тыс. (на территории РФ), в 1956 г.- 7 тыс., в 1991 г. - 30 тыс., в 1992 г. - 56 тыс., в конце 1999 г. - 259 тыс., а к началу 2001 г. их численность приблизилась к 280 тыс. человек. Причем 114 284 из них - активисты, которые не просто посещают собрания, но проповедуют учение "Свидетелей" (это статистика самих иеговистов, но она абсолютно честная, так как по результатам социологических опросов в Москве, Калининграде и других областных центрах, примерно 0,5% населения признаются в своей принадлежности к "Обществу Сторожевой башни").
Таким образом, "Свидетели Иеговы" выходят на 4-е место среди российских религий. Ее опережают по численности только православные (70 млн. россиян считают себя православными, хотя значительная часть из них не была в церкви даже один раз за год), мусульмане (8-9 млн. россиян считают себя мусульманами по данным социологических опросов, хотя из них также значительная часть, особенно в русских областях, вообще не ходят в мечети) и буддисты (800-900 тыс.). Отстают от "Свидетелей" даже католики (как было заявлено в новогодней конференции католических епископов в Иркутске, численность католиков-россиян составляет в России 110 тыс., а с учетом иностранцев - 400 тыс.; то есть по числу россиян иеговисты опережают и католиков) и иудеи (по заявлению Берл Лазара, соблюдают иудейские обряды и участвуют в жизни общин лишь 50 тыс., то есть активистов у иудеев меньше, чем у иеговистов).
Большинство иеговистов - люди среднего возраста с уже сформировавшимися взглядами, а не молодежь (как у большинства сект), возможно, этим и объясняется живучесть "Свидетелей".
Кроме того, последнее время наметилась тенденция проникновения иеговистов в регионы и скрытого подкупа россиян. Например, в Старом Осколе (Белгородская область) "Свидетели" открыли сеть аптек с низкими ценами. Этот факт заставил благочинного Старооскольского округа протоиерея Алексия Зорина обратиться к православным христианам через газету "Православное Осколье": "Все вы, особенно пожилые люди, знаете о том, что в Старом Осколе есть фирма "Реалко", располагающая сетью аптек. Эта фирма заявляет о якобы более низких ценах на лекарства. Ее возглавляет Тамара Гранкина. Не в меньшей степени она известна своей принадлежностью к секте "Свидетелей Иеговы". Многие из вас, дорогие старооскольцы, посещают аптеки фирмы "Реалко", покупают там лекарства. Нам необходимо знать о том, что, делая это, мы финансово помогаем секте "Свидетелей". Тем самым мы наносим вред своей душе. Будем помнить об ответственности перед Богом и собственными детьми!".
Президент Израиля восхищен кошерной пищей Москвы
Президент в Израиле - должность второстепенная, его роль напоминает роль английской королевы в Великобритании. Тем не менее приезд нового президента Израиля Моше Кацава в Россию привлек внимание общественности. Начался визит с посещения Кремля 23 января 2001 г. На приеме Кацав был восхищен кошерной пищей, приготовленной в кремлевской кухне. Меню было единым для всех, но блюда были как кошерные, так и некошерные. Кошерные были приготовлены по специальной технологии и под контролем главного раввина Берла Лазара.
24 января президент Израиля встретился с еврейской общественностью Москвы во время посещения Московского еврейского общинного центра в Марьиной Роще. Во встрече принимали участие главный раввин России Берл Лазар, посол Израия Натан Мерон, посол России в Израиле Михаил Богданов, президент Федерации еврейских общин СНГ Леви Леваев, президент ФЕОР России Михаил Глуз, глава "Сохнута" Салай Меридор, руководитель московского отделения "Джойнт" Джоэль Головенский, руководители 50 еврейских общин России.
Кроме того, президент Израиля посетил и синагогу на улице Архипова, которая относится к юрисдикции Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (во главе с Адольфом Шаевичем).
25 января в Московском еврейском общинном центре состоялась пресс-конференция главы торговой палаты "Израиль-Россия" известного бизнесмена Леви Леваева, который является главой Федерации еврейских общин СНГ и известен также как основной конкурент "Де Бирс" в алмазном бизнесе (кроме израильских предприятий, ему принадлежат алмазообрабатывающие заводы в Москве, Смоленске, Казани). Фонд "Ор Авнер", возглавляемый им, стал самой крупной благотворительной еврейской организацией в СНГ.
Арестован один из лидеров российского иудаизма
В Санкт-Петербурге вечером 23 января сотрудники УФСБ и оперативники РУБОП МВД РФ задержали Михаила Мирилашвили. Он является главой петербургского отделения Российского еврейского конгресса, а также одним из совладельцев АО "Русское видео". Мирилашвили задержан по подозрению в причастности к совершению тройного убийства и похищению человека.
Сотрудники прокуратуры особо подчеркивают, что это задержание никак не связано с деятельностью Мирилашвили на посту зампредседателя Российского еврейского конгресса. Мирилашвили имеет два гражданства (российское и израильское), его семья живет в Израиле, да и он сам приехал в Россию вместе с делегацией президента Израиля. Еврейская община России надеется, что по делу Михаила Мирилашвили будет проведено "законное расследование", заявил в интервью РИА "Новости" руководитель пресс-службы главного раввина России Борух Горин.
Горин однозначно подчеркнул, что арест Мирилашвили не связан с его деятельностью в качестве председателя петербургского отделения Российского еврейского конгресса (РЕК). Мирилашвили является основателем питерского отделения РЕК. Еврейская община следит за делом Мирилашвили, так как он являлся "большим другом еврейской общины Санкт-Петербурга, вел большую благотворительную деятельность. Как благотворитель Михаил Мирилашвили зарекомендовал себя с очень хорошей стороны, он помогал общине, бедным".
Слово Аллаха на телеэкранах
В интернет-зале Центрального Дома журналиста 23 января состоялась пресс-конференция, посвященная новой еженедельной исламской телепередаче "Все суры Корана" на канале "Культура".
В ней приняли участие ведущие программы: главный редактор Александр Ячменев, руководитель Карнеги-центра исламовед Алексей Малашенко, депутат Госдумы РФ Абдул-Вахед Ниязов и верховный муфтий мусульман азиатской части России Нафигула Аширов.
Проект "Все суры Корана" задуман как цикл из 114 передач, каждая будет посвящена одной суре. Возможность выпустить еще одну исламскую телепрограмму появилась на базе предыдущего проекта Александра Ячменева "1000 и 1 день". Эта передача получила популярность не только среди мусульман, но и людей, далеких от проблем ислама. Программа "Все суры Корана", по определению ее авторов, будет как бы мусульманским ликбезом, ориентированным на широкую аудиторию.
Отвечая на вопрос о финансировании новой программы, Александр Ячменев заметил, что передача частично дотируется самим каналом, являющимся государственным, "┘ хотя, конечно, денег катастрофически не хватает, телевидение - штука чрезвычайно дорогая".
Одной из острых тем, возникших в ходе пресс-конференции, стала тема о расширении круга ведущих. Предложение одного из журналистов пригласить в качестве ведущего муфтия Талгата Таджутдина встретило резкую отповедь шейха Нафигулы Аширова. Суть ее сводилась к тому, что Талгат Таджутдин в последнее время уклонился от ислама в такой степени, что, по сути, утратил статус духовного наставника, по всей видимости, безвозвратно. Несмотря на былые заслуги, его нельзя допускать к толкованию Корана перед массовой аудиторией.
В целом можно отметить, что появление новой исламской телепрограммы - явление положительное, ибо в стране, где проживают миллионы мусульман, их интересы на информационном поле представлены крайне слабо. Это дает простор для политических спекуляций, направленных на выдавливание российской исламской уммы в область оппозиции по отношению к государственной власти. Государство в первую очередь должно быть заинтересованно в заполнении этого вакуума.
АВСТРИЯ
Встреча делегаций Московского и Константинопольского Патриархатов
В прошлом году, как неоднократно писали "НГ-религии", обострились отношения между РПЦ и Константинополем. Но начало нынешнего года принесло обнадеживающие новости. 16 января 2001 года в Вене состоялась встреча делегаций Русской Православной Церкви и Константинопольского Патриархата, на которой обсуждались вопросы урегулирования церковного положения в Эстонии.
Русскую Православную Церковь представляли митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП), протоиерей Николай Балашов, и.о. секретаря ОВЦС МП по межправославным связям и загранучреждениям Русской Православной Церкви.
От Константинопольского Патриархата в переговорах приняли участие митрополит Пергамский Иоанн и митрополит Филадельфийский Мелитон, генеральный секретарь Священного Синода Константинопольской Православной Церкви.
Конкретные итоги переговоров пока не оглашены (возможно, ввиду их отсутствия), но положительным является уже тот факт, что закончился почти трехмесячный период, во время которого РПЦ прекратила всякое каноническое общение с Константинополем, не приняв участия даже в предновогодней встрече православных патриархов мира в Стамбуле.
Австрийцы покидают Католическую Церковь
Статистическое агентство австрийского правительства сообщило, что в прошлом году формально прекратило свое членство в Католической Церкви больше австрийцев, чем присоединилось к ней. В стране с восьмимиллионным населением 43 632 человека покинули Церковь и только 3387 вошли в нее. Это рекордный показатель за последние 40 лет, сообщает "Благовест-инфо". Власти могут следить за членством в Церкви, потому что австрийские католики должны формально отказаться от своей религии, если они не хотят платить церковный налог с заработной платы.
ХОРВАТИЯ
Взорвано здание митрополии Сербской Церкви
Как сообщает Интернет-сайт "Православие-2000" со ссылкой на информационную службу Сербской Православной Церкви, в ночь с 15 на 16 января в центре Загреба, столицы Хорватии, прогремел взрыв. Неизвестные злоумышленники подложили бомбу к зданию Загребско-Люблянской митрополии СПЦ. Взрывной волной выбило оконные стекла. К счастью, в результате теракта никто не пострадал. Накануне, 15 января, неизвестные лица подожгли двери православной церковной общины Загреба, расположенной в этом же здании.
В сообщении информационной службы СПЦ подчеркивается, что вопреки стараниям митрополита Загребско-Люблянского Иоанна и всего православного духовенства, направленным на установление добрых отношений с хорватскими властями, продолжается давление на представителей митрополии со стороны экстремистов из Хорватского народно-освободительного веча, перед которыми бессильна полиция.
ИРАН
Православно-мусульманский диалог в Тегеране
24-25 января в столице Ирана состоялся Третий коллоквиум Совместной российско-иранской комиссии по диалогу ислам-православие. В делегацию РПЦ входили епископ Бакинский и Прикаспийский Александр, секретарь ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин, настоятель Свято-Николаевского храма в Тегеране игумен Александр (Заркешев), профессор Московской Духовной академии Алексей Осипов. Делегацию иранских мусульман возглавлял ходжат оль-ислам Ноумани, вице-президент Организации исламской культуры и связей Исламской Республики Иран.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветствие участникам коллоквиума. На заседаниях присутствовал посол Азербайджана Аббас-Али Хасанов. По итогам коллоквиума его участники приняли Коммюнике. Участники встречи подчеркнули особую важность плодотворного диалога между исламом и РПЦ.
23 января члены делегации РПЦ возложили венок к месту захоронения основателя ИРИ аятоллы Хомейни. 25 января в посольстве РФ был устроен прием в честь участников коллоквиума. Тема следующего коллоквиума - "Религиозные традиции и глобализация". Диалог между РПЦ и иранским исламом начался еще в конце 1980-х гг. после знаменитого письма Хомейни к Горбачеву. Результатом подобных коллоквиумов скорее всего станет выработка единой позиции православных и мусульман в отношении основных проблем современного мира.
СЛОВАКИЯ
Православные и греко-католики сближаются
По данным Словацкой конференции епископов, в прошлом десятилетии в этой стране построены более чем 600 католических церквей. После тех лет, когда было почти невозможно получить разрешение для восстановления старой церкви, бывшая социалистическая республика в составе Чехословакии переживает возрождение церковного строительства. Сегодня в Словакии приблизительно 3200 католических церквей. Особенно много их построено в 1994-95 гг. (более 100 новых церквей).
Об укреплении католичества в Словакии свидетельствует не только факт принадлежности к Римско-Католической Церкви (60,4% населения, по данным последних исследований), но и принятие парламентом 30 ноября 2000 г. договора с Ватиканом (конкордата), обеспечивающего привилегированное положение Католической Церкви в республике. За конкордат проголосовали 100 из 113 присутствовавших на заседании парламентариев (всего в парламенте 150 депутатов). В этот же день президент Словакии Рудольф Шустер поставил свою подпись под документом. Государственными праздниками Словакии объявлены главные католические праздники. Заключенный в костеле брак признается равноправным со светским. Договор с Ватиканом бессрочен, а изменить его можно только при согласии обеих сторон.
Усиление позиций римо-католиков заставило задуматься об объединении усилий словацких греко-католиков (7,5% населения) и православных (0,7%).
21 декабря лидеры Православной и Греко-Католической Церквей подписали соглашение, которое также получило поддержку словацкого правительства, сообщает агентство ENI. При его подписании присутствовал премьер-министр Словакии Микулаш Дзуринда, который заверил присутствующих в том, что правительство будет оказывать финансовую помощь обеим Церквям. Канцлер столичного совета Православной Церкви профессор Mилан Герка заявил, что оно является первым в мире соглашением такого рода в то время, как в соседних странах православные и греко-католики заняты спорами о собственности. "Мы должны думать о будущем нашей Церкви, а не остаться навсегда с чувствами горечи и обиды", - подчеркнул он.
Представитель Греко-Католической Церкви Андрей Русиняк сказал, что "обе стороны были заинтересованы окончанием разногласий, которые тянутся с конца 1980-х гг. Мы думаем, что это соглашение поможет Церквям за границей прийти к таким же решениям. Но мы также считаем, что никакое соглашение не возможно, если правительство его не поддержит. Мы можем уладить духовные вопросы, но нужна государственная помощь".
Профессор Герка также добавил, что словацкое правительство ведет "мудрую политику помощи членам обеих Церквей... Мы не будем объединяться, так как это означало бы союз между католиками и православными. Но мы, конечно, станем ближе, и я твердо верю в продолжение диалога на уровне практических вопросов".
Профессор Герка считает, что подобное же соглашение могло быть достигнуто между православными и греко-католиками на Украине, если бы правительство этой страны пожелало поддержать это объединение.