Кто-то скажет, что заголовок звучит чересчур резко. Да и о чем это? Все о том же. О чем приходилось размышлять и писать с горечью - о православных программах на светских телевизионных каналах. Вместе с тем автор хотел бы быть правильно понят теми представителями священноначалия Русской Православной Церкви, которые ведают делами православного телевещания. Стрела моей критики направлена не против священноначалия, но против профанации веры Христовой, которая, к сожалению, вольно или невольно происходит на телеэкране, в том числе и в передачах, призванных говорить от имени Церкви.
ВСЕМОГУЩИЙ РЕЙТИНГ
Представьте себе ситуацию: к редактору, менеджеру по проектам или продюсеру одного из центральных каналов приходит (звонит) автор проекта телепрограммы (фильма), посвященного православной тематике. Ему (автору), естественно, кажется, что проект замечательный, послужит делу "укрепления - возрождения - оздоровления", осталось только осуществить финансирование и поставить готовую программу в эфир. Ответ в 999 случаях из 1000 простой и убийственный: "Нет". На следующий недоуменно-возмущенный вопрос автора: "Почему? вы что, против укрепления - возрождения - оздоровления" следует не менее сильное: "Это никто не будет смотреть, очень маленький рейтинг".
Рейтинг - настоящий идол современного телевидения. Ему поклоняются руководители и продюсеры всех каналов. Ради него они выливают на нас с вами потоки крови, похабщины, пошлости всех видов и мастей.
Технологии подсчета рейтинга туманны, но им все доверяют. Впрочем, пусть даже цифры точны. Сути дела это не меняет. Как бы талантливы вы ни были, сколь интересные проекты ни предлагали, вас все равно будут подгонять под некую шкалу рейтингов и сравнивать с передачами типа "Аншлаг, аншлаг" и "Смехопанорама", объясняя вам, бедному, что у вас-то рейтинг будет значительно меньше, а потому вы и права на существование не имеете.
Прежде чем мы пойдем в нашем исследовании дальше, остановимся на простой мысли. Во всех рассуждениях вокруг рейтинга содержится одно существенное лукавство. Оно заключается в следующем: что бы вы ни поставили в так называемый прайм-тайм, все будет иметь большой рейтинг. "Прайм-тайм" - это время, когда люди включают телевизор на уровне рефлекса, потому что привыкли. Если в это время показывать просто генератор цветных полос (на теле-жаргоне "матрас"), у него тоже будет некоторый рейтинг. Поставьте православную программу в 20.00 и увидите, каким значительным будет ее рейтинг.
Конечно, это упрощенная схема, но в целом она верна. Главный фокус не в том, чтобы взять прайм-тайм, а в том, чтобы поддерживать интерес к программе. А вот это уже дело таланта и профессионализма создателей передач, а в случае православной тематики это еще и жар их сердец, миссионерский дух. В том-то и беда, что те православные программы, которые сейчас идут на центральных каналах, в хорошее время и поставить-то нельзя, так они слабы. Что значит "слабы"? Скука, серость, монотонность, жанровое однообразие, почти полное отсутствие интересных лиц, динамики.
Анализ православных передач, идущих сегодня на каналах федерального значения, уже делался в православном обозрении "Радонеж", # 7-8 (101), 2000. Обратимся и мы к этой печальной задаче. Расположим анализируемые программы в порядке убывания значимости канала. Заметим сразу, что речь идет о цикловых передачах. Проследим также эволюцию православных программ в последние годы.
ЧТО ПОКАЗЫВАЕТ ОРТ
Еженедельная программа "Слово пастыря" с митрополитом Кириллом. Мы уже говорили о том, что эфирное время в начале девятого утра сводит значимость программы на нет. Ее просто не смотрят те, кому она как бы адресована. Объективно это должны быть светские люди, не считающие себя убежденными атеистами. Воцерковленным православным зрителям хорошо известно то, о чем обычно говорит владыка Кирилл. Им программа не открывает ничего нового. Кроме того, ведущий передачи вольно или невольно избегает острых тем. Это отталкивает от программы светскую аудиторию.
Жизнь в России становится все сложнее, а Церковь не успевает давать ответы на вызовы времени. Значит, и православные программы "заражены" пресловутой политкорректностью, за которой следует разочарование. "Слово пастыря" - единственный телевизионный проект, в котором представитель высшей церковной иерархии может обращаться непосредственно к зрителям. Это уникальный канал для голоса Церкви. И что же? Общие благостные рассуждения в пределах православной догматики и этики.
Делались безуспешные попытки модернизировать проект. Но все они сводились к суете с декорациями и мизансценами. Один раз дело дошло до комизма, владыка Кирилл стоял на каком-то камешке у берега Иордана, а камера снимала его сверху на общем плане. Позвольте, но митрополит все-таки не сестрица Аленушка. Потом возникли странные кричащие декорации в стиле отделки объектов общепита советских времен. Печально, что на этом фоне представали Спаситель, Матерь Божья и святые. Однако все это выдавало лишь проблемы со вкусом у авторов. Главная же проблема в другом. "Слово пастыря" делают холодные сердца. Может быть, тем, кто отвечает за концептуальную разработку передачи, не хватает дерзновения предложить владыке Кириллу изменить содержательную сторону проекта в сторону социальной остроты? Или сам владыка не готов к такому повороту...
Программа скачет по сетке, с шагом до 15 минут, а сетка - это святая святых телевидения, или даже не по сетке, а по дням (!) эфира, недавно "Слово Пастыря" задвинули в воскресенье на 7.45. Производит "Слово пастыря" компания "ТВ-ПИТА". Это один из "обломков" агентства ПИТА - бывшего монополиста в области производства православных телепрограмм. Что произошло с Православным информационным телевизионным агентством (ПИТА)? Почему оно кануло в Лету, что возникло вместо него? Обо всем этом чуть позже.
Викторина "Россия. Колокола судьбы", идущая внутри блока "Доброе утро", это 5 минут два раза в неделю. Трудно судить о качестве этих сюжетов, они очень неровные. Но самостоятельного значения этот проект не имеет, все равно обыватель воспринимает его как часть джентльменского набора из новостей, кулинарных рецептов, клипов с поп-звездами, астрологических прогнозов и прочего телевизионного ширпотреба. Несомненным достоинством проекта является то, что он лежит в плоскости жанровых поисков, которые для православного телевидения все равно, что живая вода.
ЧТО ПОКАЗЫВАЕТ РТР
Канал не имеет самостоятельной православной программы, если не считать 3-минутного "Православного календаря" внутри утреннего блока. У этого проекта своя, и тоже печальная, история.
Некогда это была самая целостная, жанрово выдержанная, быть может, лучшая православная передача. Во-первых, ее смотрели с интересом не только воцерковленные, но и вполне светские люди. Программу вел писатель Николай Лисовой. Именно он был душою передачи, ее интеллектуальным и эмоциональным центром. Материалы им подготовленные отличались глубиной и достоверностью. Это был единственный творчески состоятельный ежедневный проект за всю историю православного телевидения, посвященный святцам, праздникам, годичному богослужебному кругу. Производителем того календаря было ПИТА. Сейчас трудно восстановить истинную причину, по которой проект был закрыт. Руководство ПИТА объясняло это неплатежами со стороны ВГТРК.
К несчастью, это стало повседневной практикой, за редкими исключениями, телеканалы платят производителям программ, которые показывают в своем эфире, с грубыми нарушениями обязательств по срокам, а иногда и по размерам выплат. Наша полукриминальная экономика - тема отдельного исследования. Мы здесь упоминаем о неплатежах лишь постольку, поскольку сие касается нашей темы. Схема проста: телеканал заключает с производителем программы договор, но не платит по нему. Долги растут. Производитель нервничает, но как-то крутится и продолжает делать программу в надежде, что долги когда-нибудь отдадут. Наконец, когда сумма достигает приличных размеров, от руководства телеканала поступает вкрадчивое предложение оплатить не 100% долга, а 70 или вовсе 50. Обалдевший от ожидания и отчаявшийся производитель соглашается на "синицу в руках", расписываясь при этом за получение всей суммы.
Для чего мы здесь говорим об этом? А вот для чего. По причине практически теневого характера экономических отношений на телевидении найти порядочных людей там не просто. По этой же самой причине так отвратителен сам эфир. Программы, которые делаются чистыми руками и несут нравственный заряд, исчезают из эфира. Насколько известно автору этих строк, ВГТРК является одним из самых злостных неплательщиков. Одним из кредиторов российского телевидения было и ПИТА.
Но в том-то и фокус, что руководство православного телевизионного агентства, видимо, было заинтересовано в криминальной схеме. Почему? Представьте себе ситуацию: в агентстве ПИТА некий авторский коллектив, например, под руководством Николая Лисового, работает над проектом "Православный календарь". Людям платят небольшую зарплату, которая выплачивается нерегулярно. При этом все время говорят, что канал не платит за программу. Источник поступления денег на маленькую зарплату неизвестен, потому что вся финансовая схема агентства закрыта. В коллективе постоянное напряжение, иногда перерастающее в скандалы. А скандалы - замечательный повод для расставания с теми, кому ты должен. Программу закрывают. Люди уходят из агентства. "Текучка кадров" была неотъемлемой чертой работы агентства. Причем покидали его лучшие, самые талантливые люди.
В какой-то момент от канала поступает пресловутое предложение об "откате". Руководство ПИТА "откатывает" нужным людям на канале, а оставшуюся сумму кладет к себе в карман. К слову, это не единственная схема незаконного получения денег, практиковавшаяся в ПИТА, были и другие. В то время как рядовые сотрудники месяцами ожидали и без того небольшой зарплаты, тогдашние руководители ПИТА г-да Писарев и Державин на глазах у всего крещеного мира меняли дорогие иномарки, покупали новые большие квартиры в центре Москвы, без конца путешествовали по дорогим курортам. Они, по сути, угробили уникальный по своей значимости для православия в России проект - "Православное Информационное Телевизионное Агентство". Они сделали его творчески несостоятельным.
Дело дошло до того, что сейчас большая группа бывших сотрудников ПИТА обратилась в суд с иском против г-на Писарева по поводу невыплаты заработной платы. Писарев считает себя человеком православным, если он исповедуется и причащается, как же он прошел в покаянном каноне мимо строк: "почто убогаго обидеши, мзду наемничу удержуеши┘"?
Мы, однако, отвлеклись. Итак, "Православный календарь" с Лисовым закрыли. Потом он снова возник уже в блоке "Доброе утро, Россия!" с ведущим из "Русского радио" Степаном Строевым. Передачу делали по "лекалам" Лисового, благо его "исходники" (записанные видеоматериалы) остались в архиве. Но, увы, это было уже совсем не то. Холодно, стерто, без души. А профессиональные телевизионщики потешались над передачей, потому что мизансцена была организована таким образом и так был поставлен свет, что возникала иллюзия, что у ведущего нет рук! Ваял это все режиссер Олег Базилов, заявлявший, что ему все едино, что снимать - православные программы или рекламу женских гигиенических средств. Кажется, именно он продолжает делать "Календарь", уже третий по счету после закрытия второго, со Строевым, снова выходящий на РТР в утреннем блоке где-то в 8.45. Эти опусы несколько отличаются от "Календаря-2". И в очень странную сторону. "Календарь-2", как мы уже говорили, был сделан по заготовкам, оставшимся от Лисового. Тексты к нему были профессиональны, хотя и холодны. Тексты нынешнего "Православного календаря" заслуживают отдельного разговора.
Как известно, некоторые православные святые не сразу становились святыми, и жизнь вели грешную до той поры, пока Христос не касался их сердец. Автор текстов с каким-то смаком говорит об "эротических" подробностях в житиях святых. Сие обстоятельство уловили даже люди не искушенные в телевизионной кухне. Или, например, могут быть подробно описаны кровопускательные подробности казней, которым древние мученики и исповедники подвергались. Тон, подходящий для желтой прессы, вовсе не годится для православной программы. Но и это еще не все. Тексты произносит томным голосом, неотрывно глядя на телесуфлер, знойная молодая дама с невозможным для телевидения именем Людмила Сыдорук! Именно через "ы", не верите, посмотрите сами. Зачем она появилась в православной программе? А вот зачем.
ДОЧЬ ПРОКУРОРА
Мы уже говорили, что ПИТА прекратило свое существование. Его руководители г-да Андрей Писарев и Николай Державин решили "изменить" своему церковному покровителю - митрополиту Кириллу, поскольку изменилась конъюнктура. Кроме того, за ПИТА тянулись финансовые нарушения, большие долги по зарплатам рядовым сотрудникам, плохая репутация в среде профессиональных телевизионщиков. Теперь бывший гендиректор ПИТА Писарев участвует в организации новой компании - Информационного агентства Русской Православной Церкви (ИА РПЦ).
Писареву удалось увести из ПИТА в ИА РПЦ дорогостоящую телевизионную технику и финансовые средства (при этом возникли вопросы о законности этих действий), большую часть бесценного видеоархива. Но самое главное, он "увел" все программы за исключением одной - "Слова пастыря".
Обманутые Писаревым бывшие компаньоны пытались инициировать против него уголовное дело по многочисленным фактам финансовых нарушений, но безуспешно. Однако Писарев понимает, что даже при том покровительстве, которое у него есть сейчас, с таким багажом нельзя быть спокойным. Вот тут-то появляется на авансцене дочь прокурора Санкт-Петербурга Ивана Сыдорука - Людмила. Этот союз имеет свою логику: в апреле этого года северную столицу потряс скандал с возбуждением против прокурора Сыдорука уголовного дела за укрывательство налогов.
Продолжение этой неприятной истории автору этих строк неизвестно, да и неинтересно. Ясно, что Писарев ищет покровительства влиятельных людей на случай возможного уголовного преследования.
Зачем мы так много уделяем времени всем этим неприятным подробностям? Казалось бы, все это более походит бульварной прессе. Но если мы хотим понять, почему православные программы плохи, мы должны разобраться в истинных мотивах тех, кто осуществляет их производство. Мы еще вернемся к этой теме, а теперь продолжим наш обзор.
ЧТО ПОКАЗЫВАЕТ НТВ
На этом канале регулярной православной программы нет, просто потому что ее там не может быть. Редкие сюжеты в информационных программах НТВ, посвященные православной тематике, поверхностны и сухи по причине полнейшего равнодушия авторов к предмету. Рубрика "Профессия репортер" иногда посвящает свои опусы религиозной тематике. Вряд ли все это можно рассматривать как православное телевидение. Многие церковные люди давно считают канал НТВ враждебным Церкви. Мы не будем столь категоричны, но вот одно наблюдение.
Совсем недавно все центральные каналы, включая НТВ, показали сюжет об освящении Святейшим Патриархом храма-вагона для миссионерских поездок. Сюжет, как это принято, показали в дневном выпуске и повторяли в вечерних. Единственный канал, который ограничился только дневным выпуском, чей рейтинг несравненно ниже вечернего, был НТВ. При этом все другие сюжеты дневного выпуска были повторены вечером. Вот как не любят православную тематику на НТВ. Эта враждебность прикрывается рассуждениями о низком рейтинге православных программ.
ЧТО ПОКАЗЫВАЕТ ТВЦ
Казалось бы, это наиболее дружественный Церкви канал федерального значения. ТВЦ показывает еженедельную передачу "Первосвятитель", представляющую собой хронику служения Святейшего Патриарха Алексия. К величайшему сожалению, это самая слабая из всех православных передач. Производит ее все то же ИА РПЦ. Программа делается в худших традициях официоза, когда за протоколом не видно живой личности. Наш Патриарх, безусловно, - один из самых ярких людей современной России, а программа "Первосвятитель" дает в эфир лишь сухую последовательность официальных событий, мероприятий, рабочих поездок и встреч. Патриарх словно существует в неком безвоздушном пространстве, лишенном реальной жизни. Стиль угодничества не дает создателям программы возможности увидеть самим и показать зрителям подлинное значение личности Патриарха и его трудов для судеб Церкви и Отечества.
Однажды (это было еще во время существования ПИТА) сам Святейший не выдержал и устроил нагоняй команде, делающей программу "Первосвятитель", так что редактору программы Александру Викторову даже пришлось извиняться перед Патриархом. Программа, однако, качественно не изменилась. Сам уровень программы, по всей видимости, не интересует руководство ИА РПЦ, для которого единственно важно постоянно находиться в поле зрения Патриарха и высшей церковной иерархии, отодвигая от Святейшего возможных конкурентов.
Сюжеты в "Первосвятителе" столь монотонны, однообразны, что вызывают оскомину даже у православных людей. Само собой разумеется, что руководство канала с трудом мирится с присутствием такой передачи в эфире и лишь пиетет перед Патриархом мешает им снять ее с эфира. Метраж программы сокращен до возможного минимума и составляет всего 10 мин.
Зададим простой вопрос: служит ли плохая передача росту авторитета Церкви и ее Предстоятеля? И почему никто не хочет исправить положение?
ЧТО ПОКАЗЫВАЕТ ТВ-6
Канал показывает еженедельную программу "Канон". Это передача с самой богатой эфирной историей. Именно у "Канона" был уникальный шанс стать настоящей рейтинговой православной программой в тот момент, когда ведущим этой передачи был Иван Охлобыстин. Присутствие звезды всегда увеличивает аудиторию передачи, это простой закон. Особый шарм возникал и оттого, что Ваня - истинный enfante terrible даже по светским меркам. Многие смотрели его ради "прикола". Тогда рейтинг православной программы впервые перевалил за два процента. Для религиозной тематики это много. Авторский коллектив "Канона" настойчиво и самоотверженно трудился над поиском путей к зрителям. Эти поиски были сосредоточены на разных направлениях.
Первое и, быть может, самое главное - темы программ были предельно острыми и современными: наркомания, компьютеры, сексуальные меньшинства, культ телесной красоты и т.п. Второе, создатели передачи работали над формой: мизансценами, имиджем ведущего, отбивками, заставками, музыкой - всем разнообразием телевизионного антуража, без которого современную программу трудно представить. Впервые в истории православного телевидения у программы появилась собственная страничка в Интернете с современным веб-дизайном, выполненным одной из лучших компаний на этом рынке - дизайн-студией "ХProject".
Руководство ПИТА при участии руководителей канала ТВ-6 погубили и этот проект. Нынешний "Канон" - заурядное ток-шоу, которое изо всех сил пытается быть современным. Два элемента сильно портят программу.
Первый - исчерпавшая весь свой эфирный ресурс бригада "Акул пера". Зачем они в православной программе? Кто это придумал? Второе - имидж ведущего. Охотно верю, что переход Дмитрия Менделеева из светской сферы в религиозную является искренним движением его души. Но есть объективные законы восприятия экранных произведений. Существует понятие фотогении. Ведущий "Канона" катастрофически нефотогеничен. И с этим ничего нельзя поделать, можно лишь смириться. Впрочем, отдельные исключения бывают. Например, столь же нефотогеничен Радзинский. Однако это компенсируется мощью подачи материала, какой-то невероятной энергией, масштабом личности. Ничего этого нет у Менделеева. Он и хочет, и старается, да не может. Кроме того, драматургические ходы, которые предлагают авторы и режиссура, стандартны, лежат на поверхности. Справедливости ради следует признать, что отдельные выпуски "Канона" в последнее время получились удачными. Например, об острове Мальта. Но здесь вступает в силу еще один объективный закон восприятия.
Когда материал уникален, стиль его подачи уходит на второй план. А вот попробуйте-ка интересно решить какую-то традиционную тему: память святого, пост, или ту же официальную хронику. Тем не менее потенциально "Канон" остается самой выгодной позицией в светской эфирной сетке. К 12.50 в воскресенье многие верующие успевают вернуться домой с литургии и посмотреть передачу. При существующей стилистике трудно ожидать роста рейтинга за счет светской аудитории. Уверен, что рейтинг программы не достигает и 1%. Может быть, авторам передачи достанет мужества, таланта и трудолюбия, чтобы переломить ситуацию. Во всяком случае, я им этого искренне желаю, ибо, повторяю, это единственный действующий проект потенциально интересный светской аудитории.
ЧТО ПОКАЗЫВАЕТ "КУЛЬТУРА"
До недавнего времени эфир этого канала "украшала" программа "Ортодокс". В сентябре она бесследно исчезла, и на этом можно было бы и закончить разговор о ней, ибо эта программа тоже была так слаба, что трудно было ожидать другого исхода. Ее основу составляли те же официозные сюжеты, что и в "Первосвятителе" с добавлением 2-3 позавчерашних "новостей" - каких-то случайно подобранных репортажей на православную тематику. В коллизии с "Ортодоксом" важнее другое. Почему на канале, который называется "Культура", нет православной программы? Это удивительно - русская культура без православия!
Принципиально некоммерческий канал мог бы озаботиться приобретением разнообразных по жанру и тематике православных программ: просветительских, музыкальных, культурологических, детских. Ничего подобного не происходит. Отчасти в этой ситуации тоже повинен монополист православного вещания - ИА РПЦ, замучивший канал беспробудно скучным "Ортодоксом".
C другой стороны, трудно придумать более удачный повод для снятия программы с эфира, чем то обстоятельство, что она (программа) откровенно слаба.
И, НАКОНЕЦ, "МОСКОВИЯ"
Здесь показывают знаменитый "Русский дом". Это как бы другой полюс по отношению к "Канону". Программу смотрят, но смотрят исключительно православные воцерковленные люди. Да и то не все. Тон передач настораживает часть людей вполне православных, но не склонных к ультрапатриотической риторике. Все то же самое, что показывает "Русский дом", можно делать и легче, и элегантнее, и стилистически разнообразнее. Можно меньше заниматься политикой и больше говорить о православии, которого так мало в эфире.
"Русский дом" иногда показывает потрясающе интересные сюжеты, уникальные по содержанию и выразительные по стилистике, например, антисектантские репортажи Александра Егорцева, материалы писателя и конспиролога Юрия Воробьевского.
Эстетика, оформление программы могли бы быть интереснее, современнее. Одна студия с бутафорскими окнами чего стоит! Православным людям, конечно, все равно, они и так будут смотреть, но люди светские, скорее всего, проголосуют кнопкой. А ведь именно их души - поле нашей битвы. Я не верю, что нет сил и возможностей сделать "Русский дом" по-другому, ярче, интереснее. И Александру Крутову лучше быть этаким руководителем за кадром. Интеллигентной публике его образ и стиль ведения программы не кажется удачным. Но при всем этом "Русский дом", видимо, является настоящим лидером православного телевещания, хотя "Московию" уже нельзя относить к каналам федерального значения.
УБИЙСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ
Попробуем сделать общие выводы. Они, к сожалению, весьма неутешительны. Православие на светских телевизионных каналах занимает столь незначительное место, что их миссионерское значение можно считать близким к нулю.
При стремлении к монополии в сфере православной тематики со стороны Информационного агентства Русской Православной Церкви и с учетом тех методов, которыми эта монополия достигается, можно прогнозировать лишь ухудшение ситуации. У ИА РПЦ нет программной, творческой политики. Руководство агентства не занимается развитием, не культивирует творческий дух, ему глубоко безразлична репутация собственных программ. Профессионализм и талант тех, кто делает в этом агентстве программы, интересует работодателей значительно меньше, чем личная преданность, даже покорность.
Еще работая генеральным директором ПИТА, г-н Писарев систематически выдавливал из агентства самобытных, одаренных людей. Это не могло не сказываться на качестве программ. Кроме того, в развитие отрасли никто не вкладывал деньги. Любые хоть сколько-нибудь значимые суммы, полученные в виде оплаты готовых программ от каналов, в виде спонсорских платежей или пожертвований, исчезали пока в неисследованном соответствующими органами направлении.
Писарев создал особую порочную систему отношений с теми людьми на каналах, кто курирует религиозную тематику. Он использует монополию ИА РПЦ по отношению к информационным (новостным) программам центральных телеканалов для того, чтобы отсечь всех конкурентов, создающих тематические программы и фильмы. В результате страдает образ Церкви в массовом сознании, Церковь и православная культура оттесняются на периферию национальной жизни.
Личные цели г-на Писарева и иже с ним далеки от просветительских, миссионерских. Их интересуют деньги и власть, и пока влияние этих людей велико, печальная картина, которую мы нарисовали, будет так или иначе сохраняться. Однако новое руководство агентства (г-н Желонкин), по всей видимости, не замечает данных проблем или не в силах что-либо качественно изменить.
Единственный, как мне представляется, цивилизованный способ борьбы с халтурщиками - генерировать интересные православные проекты и запускать их в производство. Это весьма сложная задача. И рассмотрение путей ее решения - это тема другой статьи. Если Бог даст сил, напишем и об этом.