0
1588
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

25.10.2000 00:00:00

Политические взгляды лидера черных мусульман

Тэги: Фаррахан, мусульманство, Кинг


Фаррахан одиозен. Блиц-опрос, проведенный автором накануне 5-летнего юбилейного марша, показал, что всерьез к лидеру черного ислама не относятся даже сочувствующие наблюдатели. Вопрос "Не является ли Фаррахан ставленником ЦРУ?" вызывает гомерический хохот. Сомнение в его адекватности разнообразным лозунгам, которые он бросал за 23 года своего служения, не скрывают и его сторонники.

В понедельник, 16 октября, Вашингтон с 6.00 ожидал толпу народа, которая по призыву Фаррахана и преподобного Муна должна была запрудить улицы.

Организаторы объявили о 2 млн. участников, городские власти называли цифру в 400 тыс. Народу было много. В майках с рекламой разного бизнеса. Мунитки-невесты в белых одеждах. Растафари. Негры в бейсболках. Мусульмане. Сидели на лужайках, закусывали, бойко шла торговля, раздача флаеров, интенсивные речи, ораторы на громадном мониторе. Лидеры, включая Муна, Фаррахана и Мартина Лютера Кинга III (третьего!). Американский размах и американская деловитость.

Накануне, в воскресенье, Фаррахан дал интервью NBC, в котором, в частности, объяснял свой союз с Муном, оплатившим акцию: объединение на основе возрождения семейных ценностей. "В великой стране, которой является США, 50% тех, кто женятся, разводятся в первые три года. И это признаки упадка цивилизации". Лидер "Нации ислама" неоднократно напоминал, что афроамериканцы уязвимы не только социально, но и по рождению: 70% черных детей растут в неполных семьях матерей-одиночек.

Фаррахан, вопреки своему декларативному расизму, пригласил "все расы и религии" принять участие в Марше за налаживание семейных ценностей. Мун обеспечивал массовую свадьбу своих сторонников.

Архиепископ Джордж Сталлингс, глава черных католиков, положительно откликнулся на инициативу организатора марша: "Мы разделены┘ Когда мы были вместе, когда у нас была вера, то и семьи сохранялись".

ЛИДЕР

Фаррахан родился в Нью-Йорке в 1933 году, рос в Бостоне. Его имя было тогда Луис Уолкот, он сохранял его до 1955 года, пока не познакомился с Малколмом X (Икс), исламским лидером. Увлекся идеями негритянского исламского движения. Малколм X дал новое имя своему последователю - Уолкот X.Х., что в данном случае служит символической анонимности.

C 1965-го он носит имя Луис Халим Абдул Фаррахан. Десять лет он является главой Гарлемской мечети.

У него прекрасный мощный голос, он пишет песни, очень любит их исполнять. В ранней юности Фаррахан подвизался в качестве диск-жокея, вел радиопередачи поп-музыки, был необычайно красив. Его вкусы изменились, но петь он любит до сих пор.

В 1977 году Фаррахан не согласился с тем, что "народ ислама" призывал исповедовать суннитское направление, вышел из организации и создал свою. Поскольку первый "народ ислама" перестал существовать, Фаррахан сохранил это название.

Постепенно складывалась идеология, составляющие которой таковы: единство черных, исламский шиизм, борьба с распространением наркотиков в черных кварталах, расовая отчужденность от мира белых, экономическая независимость афроамериканцев.

В 90-х годах Фаррахан помог достичь мира во время лос-анджелесской стрельбы, что отчасти послужило поводом для подозрений, что глава "Нации ислама" готов идти на компромиссные решения и сотрудничать с ФБР и ЦРУ. Он не поднимал вопроса о лидерах "Черных пантер", осужденных на разные сроки, не приветствовал активности 500 отрядов черной "милиции" в южных штатах.

В целом фигура целиком помещается в диапазон демагогии, поскольку ничего, кроме личной популярности, денег и публичности, лидеру черных мусульман не требуется.

ФЕНОМЕН

Антисемитизм Фаррахана базировался на том, что он объявил евреев ответственными за организацию работорговли, за извлечение из этого проекта экономической выгоды, равно как и из всех дел, которые евреи совершают в сотрудничестве с негритянским населением, для которого они являются "кровопийцами" и остаются таковыми до сих пор.

Всякий раз, когда его спрашивают, не переменил ли он своего мнения, он говорит, что не может "отказаться от того, что есть правда". "Евреи контролируют черных артистов, спортсменов и других профессионалов. Они осуществляют контроль, схожий с покровительством. Они спонсируют черные организации, черные газеты, черные магазины, чтобы успокоить наш гнев┘ Когда я говорю о евреях, я говорю о том сегменте, который держит моих людей в своих силках", - так Фаррахан высказался о проблеме накануне марша.

В ответ на похвалу, которую высказывал Джо Либерман в отношении лидера "Нации ислама" за усилия в борьбе за права афроамериканцев, Фаррахан заметил, что живо интересуется: "Будет ли Либерман как правоверный иудей в большей степени послушен Конституции, а не тем целям, которые преследует всякий еврей?"

Публичный антисемитизм позволен Фаррахану, равно как и многим лидерам черных. Хотя порой скрытый или ироничный антисемитизм присутствует в высказываниях белых политиков. Но парадоксально - после целого ряда тактичных или не слишком тактичных оправданий клеймо "антисемит" все же стирается, если данное лицо не продолжает на этом настаивать. Скажем, нынешний кандидат от республиканцев Джордж Буш в свое время, когда баллотировался на пост губернатора, имел неосторожность сообщить, что его кредо строится на том, что только вера в Иисуса Христа спасает от мук ада и что он не уверен за судьбу тех, кто не верит в Иисуса Христа. Газеты появились с заголовками: "Буш - евреям: "Ступайте в ад". После избрания Буш пригласил еврейских лидеров и сказал им буквально следующее: "Я огорчен, что вы думаете, будто я осудил вас на ад, потому что я никогда этого не делал. Это не моя роль по жизни".

Парадокс в том, что на русское ухо высказывание Буша есть изощренный, подспудный, "звериный" антисемитизм. А Фаррахан всего лишь констатирует сложные отношения между нацменьшинствами в США. Но простодушие американцев переворачивает картинку наоборот.

Разочарование исламских лидеров в потенциальных возможностях "Нации ислама" и его главы легкообъяснимо. Как все расовые и национально-религиозные движения, родившиеся в США, они органически не способны контактировать с живым исламом, тем более солидаризироваться с его проблемами. Смешение биг-мака, поп-корна и Ал-Корана структурно чуждо исламу в его реальных формах, которые живы в Старом Свете. А публичный антисемитизм заставляет сомневаться в том, рассчитывает ли Фаррахан находиться в секторе реальной политики вне США.

Вашингтон


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1541
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3454
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2530
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2045

Другие новости