Уже почти месяц прошел с момента начала очередной вспышки ближневосточного кризиса, отправной точкой которой стало посещение Храмовой горы Иерусалима делегацией израильской парламентской фракции "Ликуд" во главе с ее председателем Ариэлем Шароном.
Особенность ближневосточного кризиса в отличие от любого другого локального религиозного конфликта заключается в том, что главный предмет спора - Иерусалим имеет огромное значение не только для непосредственных участников конфликта (мусульман и иудеев), но и для представителей всех христианских конфессий.
Поиск пути урегулирования палестино-израильского конфликта стал главной темой прошедшей 11октября в Москве конференции под названием "Святая Земля и российско-палестинские отношения: вчера, сегодня, завтра", в которой приняли участие православные, мусульманские, иудейские религиозные деятели, дипломаты, ученые.
Русская Православная Церковь, как следует из выступлений Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, имеет вполне определенную позицию в вопросе урегулирования ближневосточного кризиса.
Алексий II подчеркнул, что Русская Православная Церковь "вместе с российским государством и обществом традиционно поддерживает справедливое стремление арабского народа Палестины к обретению государственности". При этом он поблагодарил Палестинскую национальную администрацию "за возвращение ряда земель и зданий их законному владельцу - Русской Церкви".
Митрополит Кирилл в своем докладе более подробно остановился на конкретных вариантах решения ближневосточной проблемы. Подчеркнув, что вопрос о статусе Иерусалима является главным камнем преткновения в израильско-палестинских отношениях, глава ОВЦС отметил, что эту проблему можно разрешить, "не поступаясь религиозными чувствами и сохраняя доступ верующих к святыням". Святые места могли бы, на его взгляд, сохранять экстерриториальный статус, обеспечивающий доступ к ним последователей соответствующей религии для поклонения и богослужения.
По мнению митрополита Кирилла, превращению Иерусалима в столицу двух государств мог бы способствовать временный мандат на управление этим местом постоянными членами Совета Безопасности ООН или сохранение для иудеев доступа к Стене плача на основе принципа экстерриториальности. При этом всем сторонам необходимо поддерживать "статус кво" в отношении христианских святых мест.
Позиция руководства РПЦ встретила поддержку со стороны представителя мусульман России шейха Мухаммедгали Хузина, который отметил, что "сегодня, в момент острого кризиса, необходимо придание этим местам экстерриториального статуса". Но, добавил он, это лишь вектор движения урегулирования ближневосточного кризиса, который направлен на возвращение законных владений Палестинской автономии.
Один из руководителей Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) раввин Зиновий Коган также считает, что придание святым местам Иерусалима экстерриториального статуса поможет решению проблемы и обеспечит свободный доступ к святыням представителей всех конфессий.
В то же время главный раввин России Берл Лазар на своей пресс-конференции в Москве не стал конкретизировать свое видение политических путей урегулирования ближневосточного кризиса, мотивируя это тем, что он не политик, а духовное лицо и его задача в этом качестве - выступать проповедником мира и согласия между народами. Тем не менее Берл Лазар позитивно оценил позицию России по вопросу мирного урегулирования, которая заключается в неподдержке ни одной из сторон конфликта.
События на Ближнем Востоке вызвали резко негативную реакцию со стороны представителей арабского мира, проживающих в России. В связи с этим общероссийское мусульманское движение "Рефах" ("Благоденствие") и арабские студенты, преимущественно из Ливана, провели акцию протеста около израильского посольства в Москве. Они требовали "прекращения бомбардировок мирных кварталов" и выкрикивали: "Государству Палестина - быть". При этом пикетчики размахивали ливанскими флагами, держали фотографии мусульманских святынь в Иерусалиме, антиизраильские лозунги и сожгли бумажный израильский флаг.
Непримиримую позицию в отношении Израиля занял известный чеченский полевой командир Шамиль Басаев, заявивший, что "для участия в священном джихаде отвоевывать Иерусалим отправляются сто пятьдесят человек". А всего Чечня, по словам Басаева, может предоставить в распоряжение арабов полторы тысячи бойцов, укомплектованных всем необходимым. В ответ на предложение полевого командира духовный лидер палестинского "Исламского движения сопротивления" (ХАМАС) шейх Ахмед Ясин заявил, что палестинцы "не нуждаются в помощи" мусульман, воюющих в Чечне. "У нас - свой оккупант, у них - свой. Пусть остаются и сражаются против России", - посоветовал он.
Подводя итоги, можно сказать, что в целом взгляды представителей трех ведущих религий России на перспективы и пути урегулирования ближневосточного кризиса практически совпадают. Только вот сами участники палестино-израильского конфликта пока что далеки от согласия. Удастся ли им найти общий язык и завершить многолетнее противостояние - покажет время.