Талибы опять - в очередной раз - отступают, Северный альянс оттеснил их от таджикской границы... Картина повторяется каждый год: наступление - отступление. Но за это время сформировался ряд мифов о "Талибан" и в целом о характере и перспективах событий в Центральной Азии.
Миф первый: движение "Талибан" является злостным распространителем радикального ислама и мечтает о создании некого "исламского халифата".
Движение "Талибан" создано после того, как различного рода "исламские" партии и движения после свержения Наджибуллы, по сути, передрались между собой за власть в Кабуле и после того, когда власть узурпировал так называемый законный президент Афганистана Бурхануддин Раббани, опираясь на Ахмад Шаха Масуда. Фактически впервые в истории страны (исключая кратковременное нахождение в 1929 г. в Кабуле таджикского авантюриста Бачи Сакао - тогда, кстати, у советского руководства хватило разума сделать все возможное, чтобы в Кабул вернулась пуштунская власть) власть в стране перешла к национальным меньшинствам - таджикам, узбекам, хазарейцам и т.д. В результате встал вопрос о существовании единого Афганского государства, созданного основным народом Афганистана - пуштунами. Основной задачей движения "Талибан" в этих условиях стала борьба с сепаратистами Дустумом, Масудом, Надери и пр. Что касается пропакистанской ориентации "талибов", то это немудрено, ведь в Пакистане проживают, по различным данным, от десяти до двенадцати миллионов пуштунов, широко представленных в различных структурах Пакистана, в том числе силовых.
Да, сегодня движение пропакистанское, а вот какое оно будет завтра - большой вопрос. Ведь взаимоотношения единого Афганистана с соседями с момента его образования и до 1978 г. всегда были, мягко говоря, сложными. А пуштуны не тот народ, которым можно долго управлять. Ведь еще недавно "Талибан" считалось проамериканским движением, а сейчас?..
Миф второй: движение "Талибан" - основной спонсор Исламского движения Узбекистана (ИДУ) и партии "Хезб - ут Тахрир", ведущих боевые действия на юге Узбекистана и Киргизии.
Хотелось бы напомнить, что основные базы ИДУ расположены в Тавильдаринской и Гармской зонах Таджикистана и на территориях, еще недавно контролируемых Раббани и Ахмад Шахом Масудом.
Миф третий: движение "Талибан" нанесет военный удар по государствам Центральной Азии.
Да, нанесет, если с территории того же Таджикистана будет продолжаться помощь сепаратисту Масуду, и не нанесет, если такой помощи не будет. Как говорится, со своими проблемами, дай бог, разобраться, ведь еще, по всей вероятности, не все в норме в "афганском доме" - в Нуристане Хазараджаде, на территориях, контролируемых до недавнего времени Масудом и Раббани, да и отношения между различными пуштунскими племенами не так просты.
Миф четвертый, тесно связанный с мифом третьим: в случае конфликта на таджикско-афганской границе формирования движения "Талибан" будут быстро и эффектно разбиты.
Движение "Талибан" в случае необходимости может выставить в район конфликта, по различным данным, от 20 до 50 тыс. человек, имеющих богатый опыт военных действий. Им в таком случае смогут противостоять несколько тысяч российских пограничников, где среди рядового состава преобладают таджики, и 201-я мотострелковая дивизия, численность которой не превышает полнокровной мотострелковой бригады, плюс вооруженные формирования Таджикистана, до недавнего времени явно уступавшие по своей выучке формированиям Масуда. Надежды на Киргизию и Узбекистан несерьезны, первая сама уже втянута в вооруженный конфликт, а руководство Узбекистана, как известно, во-первых, уже начало некие переговоры с талибами, во-вторых, показало свою "боеспособность" в боях с бойцами ИДУ в Термезском регионе и под Баткентом. Переброска же дополнительных частей из России может стоить чересчур дорого, да и продолжающаяся война в Чечне не позволит это сделать в нужном объеме. Да и в целом втягивание России в новый конфликт может слишком дорого ей стоить. За последние 20 лет Россия вела и ведет 4 локальные войны.
Миф пятый: движение "Талибан" засылает своих эмиссаров на территорию Центральной Азии и в Россию для активизации экстремистских сил.
Более чем несерьезная аргументация. Во-первых, движению "Талибан" по крайней мере не до этого. Во-вторых, в Ферганской долине еще с середины 60-х годов существовали подпольные структуры религиозного характера, выступающие за усиление ислама в регионе.
Причинами нынешней ситуации в том же Узбекистане является следующее: социально-экономическая ситуация в той же густонаселенной Ферганской области; высокая степень религиозности в регионе; ряд ошибок нынешнего узбекского руководства.
Что касается России, то здесь налицо: полное игнорирование того факта, что она является православно-мусульманской страной; свобода действий на территории России различного рода "религиозно-гуманитарных" организаций, как правило, связанных с Саудовской Аравией и Турцией, минуя федеральный Центр, главной целью которых является активизация сепаратистских и экстремистских действий; крайне слабое экономическое и политическое взаимодействие с мусульманскими государствами, чересчур прозападная политика России за последние годы.
А теперь реальности.
Реальность первая. Происходит стремительное слияние межафганского конфликта с конфликтами в некоторых бывших республиках Центральной Азии при реальной угрозе вовлечения в него России. Во что обойдется война на два фронта (первый в Чечне), нетрудно догадаться.
Реальность вторая. Россия на сегодняшний день практически не имеет серьезных экономических позиций в государствах Центральной Азии. Так, на конец 90-х годов на Россию приходилось не более 5-10% внешнеторговых оборотов государств Центральной Азии. Основные позиции занимают западные государства. Вот и получается, что экономические интересы Запада в Центральной Азии защищают российские солдаты и офицеры.
Реальность третья. Проводимая сегодня Россией политика на южном направлении (а именно в комплексе следует рассматривать Центрально-Азиатский регион и Кавказ) нуждается в экстренной корректировке. Теснимая с запада НАТО, Россия все больше и больше втягивается в конфликт с мусульманским миром, что абсолютно бесперспективно и опасно. Ведь недаром, по мнению ряда западных исследовательских центров, очаг религиозного экстремизма за последние годы переместился из Ближнего Востока (зона жизненных интересов США) в Центральную Азию, т.е. под бок России.
Что можно было бы сделать?
1. В случае временного прекращения боевых действий на севере Афганистана активизировать переговоры с руководством "Талибан" для возможной договоренности о недопущении боевых действий на таджикско-афганской границе и - возможно - нормализации в ближайшем будущем межгосударственных российско-афганских отношений.
2. Разработать в срочном порядке комплексную программу взаимодействия государственных структур России с исламскими общинами и организациями РФ с целью локализации экстремистских течений.
3. Активизировать дипломатическое, экономическое, в том числе в военно-техническом направлении, сотрудничество с мусульманскими странами, и в первую очередь с Ираном (в срочном порядке выйти из договоренности "Гор-Черномырдин", столь позорной для России), Ливией, Ираком (вплоть до одностороннего выхода из эмбарго ООН по отношению к Ираку), Египтом, Сирией, Алжиром и т.д.
4. Активизировать усилия как коспонсора по урегулированию ближневосточного кризиса после объявления независимости Палестинского государства, а в новом арабо-израильском конфликте оказать необходимую политическую, экономическую, военно-техническую помощь арабам, и в первую очередь палестинцам.
5. В организационном плане создать единый центр анализа и управления ситуацией на южном направлении (Центральная Азия и Кавказ) - как вариант в составе Совета безопасности России - с жестким подчинением всех ведомств, занимающихся вышеуказанными регионами.