Население США очень пестро в конфессиональном отношении. Нет в мире такой религиозной организации, которая, наверное, не была бы там представлена. Коснемся позиции основных конфессий.
Католикам (по данным опроса самой крупной социологической службы США "Gallup", в августе 2000 г. они составляют 27% населения США) ближе Буш как более консервативный политик. Тем более что Буш - бывший губернатор южного (а значит, католического штата) Техас. Этот факт, а также неоднократные поездки Буша по южным католическим штатам, в том числе и Калифорнии (во время одной из таких поездок в мае 2000 г. Буш принял участие в католическом богослужении, продемонстрировав свое уважение католикам), дает возможность Бушу привлечь на сторону республиканцев большую часть голосов испаноязычных американцев, которые раньше отдавали предпочтение, хотя и незначительное, демократам.
Но и Буш устраивает не всех приверженцев Римско-Католической Церкви. Раймонд Флинн, бывший мэр Бостона и в прошлом посол США в Ватикане, 4 октября в интервью "Радио Ватикана" посетовал, что "католические точки зрения не находят своего выражения ни у республиканцев, ни у демократов". Флинн считает, что после выборов американские католики обнаружат себя "гражданами второго сорта". Как отмечают наблюдатели, поступления от католических организаций в фонды поддержки Республиканского национального комитета уже сокращаются. Католическая публицистика наполнена сомнениями: должна ли влиятельная американская консервативная организация "Catolic Task Force" (CTF) (в которую, в частности, входят такие политики, как бывший госсекретарь США Александр Хейг) продолжать поддерживать республиканцев? Епископ Уолтер Сэлливан (Ричмонд) в своих выступлениях подчеркивает, что политическая поддержка, которую оказывает CTF Бушу-младшему, не отражает позиций Католической Церкви. Глава Национальной конференции католических епископов США епископ Джозеф Фиоренца дистанцируется от прямой поддержки республиканцев в этом году.
Консервативный обозреватель Род Дреэр по итогам первых публичных дебатов констатирует: консервативная часть религиозного электората чувствует себя разочарованной. Буш сдает позиции: он не решается, как это было на прошлых выборах, жестко высказываться против абортов и гомосексуальных браков. "После выступлений Буша и Чейни я был в смятении. И все-таки я буду голосовать за них. Для религиозных консерваторов нет другой реальной альтернативы", - говорит Дреэр. При этом он подчеркивает, что с Бушем или без него религиозный и общественный консерватизм как политическая сила в ближайшие годы будет укреплять свои позиции.
Баптисты (18% населения), безусловно, поддержат Гора. Это объясняется несколькими факторами. Во-первых, сам Гор - баптист. Баптистом является и нынешний президент-демократ Клинтон. Кроме того, по вероисповеданию более половины афро-американцев, которые традиционно голосуют за демократов (и на этот раз тоже: в 2000 г. в разные месяцы за Гора собирались голосовать от 64 до 87% афро-американцев), - баптисты.
Методисты (9% населения) поддержат своего единоверца Буша. Буш не только сам методист, но в вице-президенты взял методиста. Все три президента-методиста США во второй половине XIX века (Уильям Симпсон Грант, Ратерфорд Бечард Хейс, Уильям Мак-Кинли) были республиканцами, и с тех пор методисты ориентированы на поддержку Республиканской партии. Единственная проблема у Буша в отношении методистов: неясно, удастся ли Бушу привлечь на свою сторону большинство черных методистов.
Лютеране (7%), пресвитериане (5%) и епископалы (американское название англикан, 3%) не ориентированы четко на какого-либо кандидата в президенты. Но, скорее всего, в большинстве своем они проголосуют за Буша, так как эти ответвления протестантизма являются традиционными для США (лютеранство - традиционная религия американцев германского происхождения, пресвитерианство - для выходцев из Шотландии, а епископалы - выходцы из Англии) и им скорее окажется ближе консервативно-христианская риторика Буша, чем светская риторика Гора.
Иудеи (2% населения США), безусловно, проголосуют за Гора. Начиная с 1932 г. иудеи в подавляющем большинстве (иногда до 85-90%) голосуют за демократов. В 1984 г. доля сторонников демократов среди иудеев упала до 60%, и демократы проиграли выборы. Но в 1992 г. Клинтону удалось восстановить популярность демократов среди еврейского электората, получив 84% голосов иудеев (и только 43% голосов всех американцев).
Выбор Гором себе в вице-президенты религиозного иудея Джозефа Либермана еще более укрепил еврейскую поддержку демократов: теперь за Гора проголосуют более 90% иудеев. Правда, поддержка евреев важна для победы на выборах не столько из-за количества еврейских избирателей (даже вместе с атеистами и евреями-христианами их доля в населении не превышает 4%), сколько из-за их влияния: не секрет, что представительство евреев в американском крупном бизнесе и американских СМИ значительно превышает их долю в населении.
Мусульмане (2% населения), несомненно, проголосуют за Буша. Согласно опросу общественного мнения, 40% американских мусульман готовы проголосовать за республиканского кандидата в президенты Джорджа Буша-младшего. На втором месте кандидат "зеленых" Ральф Нейдер - 28% и лишь на третьем демократ Альберт Гор - 22%, сообщает НТВ.ру.
Еще в апреле 1997 г. лидер черных мусульман (а они составляют более половины мусульман США) Луи Фаррахан искал союза с республиканцами и заявил в интервью телекомпании NBC: "Наши люди начали поддерживать Республиканскую партию во времена Авраама Линкольна из-за того, что он сделал (отменил рабство). Франклин Рузвельт многое сделал во время Великой депрессии для черных, в нем увидели человека, чувствительного к нуждам бедных. Поэтому они перестали поддерживать Республиканскую партию и стали демократами. Теперь черные считают само собой разумеющимся голосовать за Демократической партию и даже не ищут для себя союзника в лице Республиканской партии. Но мы надеемся поменять эти настроения таким же образом".
После того как Гор сделал своим вице-президентом ортодоксального иудея Джозефа Либермана, добиться победы Буша стало для черных мусульман делом чести (черные мусульмане известны своим антисемитизмом, который они обосновывают, приводя факты о высокой доле иудеев среди работорговцев первой половины XIX века). "Я признаю, что Буш не был для меня лучшим выбором, но он единственный, кто остался и кто имеет шанс победы на президентских выборах, поэтому я предложил бы голосовать за него. Я поддерживаю кандидатуру Буша на пост президента и прошу, чтобы все сплотились вокруг него, так мы можем нанести поражение крайнему либералу Гору. Реальных кандидатов только двое, и голосовать за других нет смысла, ваш голос - решающий, и только глупец мог бы помочь Гору стать президентом, подобно тому, как голосование за Перо обеспечило Клинтону победу над Бушем в 1992 г.", - заявил в 2000 г. лидер движения "Нации ислама" Луи Фаррахан.
Активисты черного ислама выражают подобные же мысли в своих СМИ еще более радикально: "Если вы думаете о том, чтобы не пойти на выборы, или о том, чтобы проголосовать за третьего кандидата, не делайте этого! Мы нуждаемся в каждом, чтобы бороться за то, чтобы выбрать республиканского президента, Белый дом и сенат┘ Президент Клинтон - лучший президент для американского еврейского сообщества, которого оно когда-либо знало".
Гор же, по мнению черных мусульман, будет для евреев еще лучшим президентом, чем Клинтон. Фаррахан заявляет, что демократы постоянно повышают налоги, а деньги налогоплательщиков идут на помощь Израилю, на убийство братьев-мусульман. В то же время лидерам черных мусульман на пути "перекрещивания" негров из демократов в республиканцы придется столкнуться с серьезными проблемами. С конца апреля 2000 г. по начало октября доля сторонников Гора среди афро-американцев выросла с 64 до 87%. После обострения палестино-израильских отношений, а следовательно, и роста антисемитизма среди афро-американцев доля сторонников Гора упала до 82%, а доля сторонников Буша выросла менее чем за две недели (к 14 октября) с 5 до 10%. Тем не менее очевидно, что лидерам черных мусульман не удастся в эту избирательную кампанию привлечь большинство негров на сторону республиканцев.
Православные (1% населения) не имеют четких симпатий и антипатий, но православные греки (они составляют две трети православных США), скорее всего, проголосуют за Гора, так как у представителей греческой диаспоры и Греческой Православной Церкви сложились довольно хорошие отношения с демократами и их администрацией.
Мормоны (1%) традиционно поддержат кандидата республиканцев (примерно две трети мормонов голосуют на всех выборах за Республиканскую партию), который ближе им по своим жестким религиозно-нравственным позициям (запрещение абортов и гомосексуализма).
Атеисты (10%, в том числе 8% называют себя атеистами, а еще 2% не относят себя ни к одной религии, не относя при этом себя и к числу атеистов) в подавляющем большинстве поддержат Гора. Атеисты традиционно поддерживают кандидатов демократов. Сторонники свободы абортов и однополых браков также находят у демократов большее понимание своей позиции, чем у большинства Церквей. Демократы традиционно считаются менее клерикальной партией, чем республиканцы.