Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Московского Патриархата, прошедший в августе текущего года, привлек серьезное внимание общественности. Во многом этот интерес обусловлен масштабностью и значимостью принятых Собором решений, таких, как канонизация целого сонма святых, и беспрецедентным в истории православия провозглашением социальной доктрины. На этом фоне в настоящий момент существует внимание и к аналогичным форумам иных православных конфессий, среди которых традиционно особое место занимает старообрядчество.
В Русской Православной Старообрядческой Церкви (так официально называется сейчас крупнейшее "Белокриницкое" согласие) уже достаточно давно сложилась традиция проведения Соборов в осенний период, после праздника Покрова, либо весной, на послепасхальной седмице жен-мироносиц. Весьма скромные по количеству участников в советские годы, в наши дни соборы старообрядцев стали событиями и более многолюдными, и более заметными в церковно-общественной жизни.
Так, в 1998 г. Собор удостоился приветствия от спикера Госдумы Геннадия Селезнева. А на празднование 70-летия митрополита Алимпия, предстоятеля "белокриницких" старообрядцев, происходившее в августе 1999-го, были присланы поздравления практически от всех высших властных структур нашей страны.
Внимание со стороны официальных организаций явилось одной из причин повышения уровня подготовки старообрядческих Освященных Соборов. В частности, в отличие от практики прошлых лет повестка заседаний теперь формируется Митрополией заранее и рассылается по приходам для предварительного ознакомления. Причина такого подхода в том, что Собор является высшим органом церковной власти, своеобразным старообрядческим парламентом. В его работе по весьма давней, обоснованной канонически традиции наряду с духовными лицами принимают участие миряне - представители по крайней мере крупнейших общин. Итак, какие же вопросы включены в повестку очередного старообрядческого Собора, который должен состояться в Москве во второй половине октября, какие проблемы волнуют сегодня сообщество древлеправославных?
Список соборных вопросов открывают пункты, связанные с упорядочением внутрицерковных отношений. Предполагается утвердить инструкцию по исчислению десятины, заслушать годовой отчет Ревизионной комиссии, принять меры по совершенствованию делопроизводства в епархиях и на приходах.
Будет также рассмотрена проблема отношения к введению пресловутых ИНН, столь взволновавшая значительную часть российских верующих. Обсуждение этого вопроса уже имело место как на страницах старообрядческой периодики, так и на заседаниях Совета Митрополии. На Соборе же, вероятно, отношение старообрядцев к индивидуальному номеру будет сформировано окончательно и выражено специальным постановлением.
Целый блок вопросов посвящен дальнейшему укреплению епархий в регионах. В советское время лишь Митрополия (точнее, тогда еще Архиепископия) в Москве была реальной, со штатным расписанием, управленческой структурой старообрядцев. Теперь же появились условия для возрождения и развития церковно-административных учреждений на местах. Этот процесс, по сути, находится еще в самом начале и требует деятельного соборного содействия. По этой причине в повестке дня есть пункт "О штатном расписании Митрополии", отчеты Митрополита о поставлении икономов, доклады последних о создании и государственной регистрации епархиальных управлений, утверждение положения об обязанностях благочинных.
Намного более значительно, чем в прошлом, место, уделенное в программе Собора теме прославления святых угодников Божиих, просиявших в лоне Старообрядческой Церкви. Названо шесть предполагаемых к канонизации лиц. Среди них первый Московский Архиепископ Белокриницкой иерархии Антоний (Шутов, 1812-1881), выдающиеся писатели - апологеты, полемисты и церковно-общественные деятели: епископ Арсений Уральский (Швецов, 1840-1908) и мирянин Федор Ефимович Мельников (1874-1960), ряд духовных лиц, пострадавших от гонителей после 1917 г. Будет поставлен вопрос и о более широком, возможно, общем прославлении старообрядческих "новомучеников и исповедников, от безбожной власти в ХХ веке пострадавших".
В рамках общего для предстоящего Собора направления программные пункты о Духовном училище при Митрополии и о дальнейшем воссоздании монастырей. Безусловно, должна прозвучать и соборная оценка Съезда старообрядцев, прошедшего в Москве в мае сего года. От суждения и решения по этому вопросу напрямую зависит будущее данных съездов как современного старообрядческого общественного движения.
Знакомство с программой Собора позволяет сделать вывод: возрождение древлеправославия уверенно продолжается. Правда, здесь нет свойственных Московской Патриархии массовости и почти "ударных" темпов восстановления порушенного. Ведь сегодня среди старообрядцев, увы, не встретишь благотворителей масштаба Морозовых или Рябушинских, а о государственной финансовой поддержке древлеправославных и говорить-то почти не приходится. И все же нынешнее состояние староверия - яркое знамение современности, тех возможностей, которые религиозная свобода дает людям, стойко хранящим и крепко любящим свою веру, заветные свои корни.