"Беатификация - в Католической Церкви низшая ступень и предварительный шаг канонизации, когда известный человек объявляется блаженным (Beatus) после смерти, хотя при этом и не решается вопрос, святой он или нет, и ему предоставляются известные религиозные почести, но не поклонение". Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1. М.,1993, 170 с.
Трудно найти столь разных (по происхождению, жизненному опыту, отношению к миру, темпераменту и человеческим симпатиям) людей, чем только что причисленные Иоанном Павлом II к лику "блаженных" папы Пий IX (1846-1878 гг.) и Иоанн XXIII (1958-1963 гг.). Общее для них только то, что они жили в переломные для судьбы Церкви и мира эпохи.
О Пие IX (в миру граф Джованни Мастаи-Феретти) светские историки единодушно пишут, что первоначально он попытался примирить средневековые воззрения на папскую власть с новыми потребностями развития общества. Но во время революции 1848 г. он отказался поддержать движение за объединение Италии, а после ее поражения вступил на путь борьбы с любыми проявлениями социального реформаторства в Церкви и либерализма в обществе.
Без участия собора Пий IX провозгласил догмат о непорочном зачатии Девы Марии (1854 г.), издал знаменитую энциклику "Кванта кура" и приложение к ней Силлабус (Список), в которых осуждал либеральные представления в философии, науке и политике о жизни государства и общества. Католикам запрещалось активное участие в политической и общественной жизни стран с конституционным строем. В 1869 г. созвал Первый Ватиканский собор (1869-1870 гг.), возведший в догмат (1870 г.) папскую непогрешимость в вопросах вероучения, провозглашаемых им в качестве главы Церкви (ex cathedra). В четырех документах (1846, 1849, 1854, 1865 гг.) своего понтификата осудил масонство. По мнению светских историков, только после его смерти католицизм вступает на путь приспособления к "духу времени".
По-иному оценивают деятельность Папы церковные историки. Главным для них становится собственно церковная деятельность Папы в эпоху революций, гонений на Церковь и нападок на религию. Активные выступления Пия IX с посланиями и энцикликами "способствовали созданию у многих верующих ощущения безопасности". Активизировалась миссионерская деятельность, в США, Великобритании и ее колониях создана церковная иерархия. Созвав Первый Ватиканский собор, Папе удалось достичь внутренней консолидации Церкви. Противостояние Папы и светской власти на примере Италии получило поддержку со стороны католиков всего мира.
Совершенно беспроблемным в глазах светских историков выглядит Иоанн XXIII (в миру Анджело Джузеппе Ронкалли). Родом из крестьянской семьи он сначала окончил гимназию, затем провинциальную духовную семинарию, а затем завершил образование в Риме (с защитой диссертации). Принял сан в 1904 г. С этого времени и до начала войны он работает секретарем епископа в Бергамо и преподает в местной семинарии. В годы Первой мировой войны - санитар, а затем военный капеллан. С 1921 по 1934 г. - работа в римской курии. С 1934 по 1944 г. - апостольский визитатор в Болгарии, апостольский делегат в Греции и Турции. Во время немецкой оккупации Греции в тесном контакте с Православной Церковью участвует в спасении местных евреев. С 1944 г. - папский нунций в Париже. С 1953 г. - патриарх Венеции и кардинал. В 77 лет избирается на папский престол. Спустя 4 месяца после своего избрания он объявил о созыве Второго Ватиканского собора (1962-1965 гг.). Его цель - обновление церковной жизни (aggiornamento) и восстановление единства с другими христианскими церквами.
Был инициатором новой "восточной политики", проявлением которой были не только контакты с советскими представителями (Аджубей) и обмен посланиями с Хрущевым, но и урегулирование проблем церковной администрации на северных (бывших немецких территориях) землях Польши.
По-новому поставил Иоанн XXIII проблему папского служения и авторитета, увязав его с необходимостью христианского единства. В этом же направлении шло расширение состава кардинальской коллегии за счет неитальянцев (в том числе из стран третьего мира). В энциклике "Mater et Magistra" Папа обосновал возможность мирного сосуществования Востока и Запада (на основе разделения идеологии и политических действий), здесь впервые были сформулированы проблемы стран третьего мира и их отношений с высокоразвитыми странами.
Его призыв к обновлению церковной жизни в духе времени сопровождался принципиальным изменением в пастырской деятельности как самого Папы, так и Римской епархии, где с этой целью был создан первый епархиальный синод. Часть его энциклик носят подчеркнуто пастырский характер и обращены "ко всем людям доброй воли". Он делает своей программой служение, о чем должен был напоминать папский титул "Слуга слуг Божьих"(Servus servorum Dei), и отказывается от чрезмерной пышности папского двора. Он посещает тюрьмы и больницы, перестает быть "узником Ватикана" и начинает выезжать за пределы Рима. Но ни созыв собора, ни новый стиль управления Церковью не свидетельствовали об отказе Папы-реформатора от церковных традиций и желании установить "новые правила веры". Иоанн XXIII пытался соответствовать "духу времени", а не приспосабливаться к нему, так же как и Пий IX.