Двенадцатого июля были ранены сербский православный священник Драган Кожич и два студента богословия Звонко и Драгиш, возвращавшиеся с литургии. Их машина, следовавшая по дороге из Клокота в Витину, была обстреляна неизвестными. Случилось это на юго-востоке Косово, недалеко от Гнилане.
Вскоре международная полиция обнаружила трех раненых на обочине дороги. Их доставили на военную базу США Camp Bondsteel недалеко от Урошевача. Местное сербское население, Православная Церковь и международная общественность выступили с резким осуждением этого нападения. "Я был не просто шокирован, но глубоко потрясен тем, что сегодня преступники избирают своей целью людей религиозных", - сказал Бернард Коучнер, глава Косовской администрации ООН. - "Совершенно неприемлемо, когда месть такого рода подменяет правосудие".
Рональд Блесс, представитель ОБСЕ, отказался прокомментировать нападение, совершенное 12 июля, и не сказал, связано ли это, по его мнению, со статьей, опубликованной в газете "Дита". Он заявил, что происшедшее в "настоящее время расследуется" полицией. Сербский национальный совет Косово-Метохии немедленно выступил с осуждением нападения. По мнению совета, это связано непосредственно с газетой "Дита", выходящей на албанском языке и опубликовавшей 4 июля статью, в которой ответственность за "военные преступления" возложена на сербов из Гнилане.
В статье, в частности, опубликована фотография, на которой изображены 22 человека в форме югославской армии. Среди них двое бородатых мужчин, которые, по мнению газеты, не кто иные, как священники из Партес и Гнилане (по-албански Гилан). Впрочем, газета не называет их имен и не указывает адреса (в газете приведены адреса двух других сербов с фотографии). 3 августа главный редактор газеты "Дита" Блерим Савилечи сообщил Кестонской службе новостей (КСН) из Приштины следующее: два человека, названные в газете священниками, стоят рядом с Миливое Янковичем, командиром "Черных тигров", сербской военизированной группы. В статье, в частности, говорится: "Поп из Партес вместе с командиром Миливое Янковичем - Мия и поп из Гилана после учиненных жестокостей и резни, благословляют преступников и поют псалмы о прощении грехов".
Отец Сава из близкого окружения епископа Рашского и Призренского Артемия рассказал корреспонденту КСН: "Обвинения, выдвинутые против наших священников в газете "Дита", - совершеннейшая ложь. Наши священники из Гнилане и Партес немедленно выступили с заявлением, в котором отрицали какую бы то ни было связь с военизированными группировками и еще раз высказались против насилия. Они говорят, что те двое на фотографии, которых ложно назвали священниками в газете "Дита", не являются сербскими православными священниками и не похожи на священников епархии. Много солдат Милошевича носили бороды, и албанцы могли принять их за священников". Отец Сава добавил, что фотография нечеткая и неясно, кто на ней изображен. Но Ставилечи был непреклонен. "Статья была написана на основании свидетельств, собранных нашим корреспондентом в Гилане", - заявил он КСН.
Жители рассказывали об этом и КФОР и полиции UNMIK, они обращались к ним много раз, но ответ был одним и тем же: "Мы разберемся". Ставилечи заявил, что КФОР не может ничего предпринять в ответ на обвинения: "Они всегда колеблются, прежде чем посадить в тюрьму подозреваемых в преступлении, полиция UNMIK малоэффективна и неспособна выполнять свои обязанности".
Ставилечи добавил, что никто из тех, кого обвинили, не связался с "Дитой", чтобы опротестовать помещенную фотографию или же сопроводительный текст к ней. "Если они направят свое мнение в газету, мы его опубликуем". В свою очередь, отец Сава утверждает, что настоящие священники из Партес и Гнилане направили свой протест в международные органы. "Наши священники обратились в ООН и КФОР с просьбой провести научную экспертизу фотографии и доказать их невиновность. Епископ поддержал священников и резко осудил беспочвенные обвинения "Диты".
Отец Сава возмущен самим предположением о том, что православные священники могли поддерживать насилие во время межнационального конфликта в Косово.
"Даже мысль о том, что наши священники могут "выступить с военизированными группировками и благословить убийство" не просто ошибочна, но прямо противоречит учению нашей Церкви, много раз выступавшей с осуждением режима Милошевича еще до войны, во время войны и по окончании ее",- сказал он. "Наоборот, нам известны примеры, когда наши монахи и священники помогали албанцам, облегчали их страдания и предлагали им защиту. Например, в Дечанах нашли приют 150 албанцев. Священники в Дечанах рисковали своими жизнями, защищая своих албанских соседей".
В результате после статьи 4 июля "Дита" была оштрафована временным уполномоченным ОБСЕ по СМИ в Косово Дугласом Дэвидсоном за публикацию "фотографии, на которой изображены различные люди, с уточнением настоящего местонахождения двух из них". ОБСЕ заявила, что это "нарушает положение, запрещающее публикацию информации, ставящей под угрозу жизнь или безопасность людей". После того как "Дита" отказалась платить штраф, поступил приказ закрыть газету, но она пренебрегла этим приказом. Представитель ОБСЕ сообщил из Приштины 3 августа, что штраф на газету наложен не за публикацию адресов двух названных в газете людей, но за публикацию фото "в целом" и за статью. Он добавил, что нападение, произошедшее 12 июля, не повлияло на решение о наложении штрафа.
Он отказался прокомментировать, имеют ли отношение эти двое бородатых мужчин, названных в газете священниками, к сербским военизированным частям и сказал: "Это дело судебных органов".
27 июля в телефонном разговоре с корреспондентом КСН из Приштины Газмендом Пула председатель Хельсинкского комитета в Косово (член Международной хельсинкской федерации в Вене) отказался прокомментировать обвинения, выдвинутые против двух "священников", но заявил, что по мнению комитета, вся имеющаяся информация о подозреваемых в военных преступлениях должна передаваться в международную администрацию в Косово "в соответствии с существующей процедурой".
В заявлении, направленном 3 августа в Кестонскую службу новостей, главный редактор газеты "Дита" Блерим Ставилечи отрицает всякую связь между опубликованными в газете 4 июля статьей и фотографией и нападением на отца Кожича и двух студентов 12 июля.