В московской хоральной синагоге в канун одного из самых трагических дней в истории еврейского народа 9-го ава (по иудейскому календарю это день разрушения Первого и Второго Иерусалимского храма, в этом году совпавший с 10 августа) произошел беспрецедентный случай: прихожане демонстративно покинули большой зал Московской хоральной синагоги, оставив в пустом зале главного раввина Москвы Пинхаса Гольдшмидта и двух его иностранных гостей. Тем самым верующие, а это были представители восточных еврейских этнических групп, остановили службу. Без них даже в обычные дни не собирается постоянный миньян (десять мужчин) - минимальное число верующих, необходимое для молитвы.
Это происшествие - итог конфликта между прихожанами и раввинами Адольфом Шаевичем и Пинхасом Гольдшмидтом, приехавшим из Швейцарии и назначенным несколько лет назад на новую и странную должность главного раввина Москвы.
На улице Архипова в основном здании существуют четыре общины, из них три сефардских (неашкеназийских этнических еврейских групп): грузинских, горских и бухарских. Горская община продолжает работу организации "МЕРОС", основанную несколько лет назад Йомту Шамаиловым. Его поставили перед фактом закрытия общины, не разрешив молиться в маленьком помещении "под лестницей", как его называют прихожане. Причиной послужил скандал, возникший после того, как Йомту впервые осмелился критиковать раввина Шаевича. "Искателя правды" Адольф Шаевич отстранил от руководства, а членов общины буквально выгнали на улицу, не разрешив им молиться в Московской хоральной синагоге! Многие сожалеют, что Йомту Шамаилов находится в Германии, где также создает первую общину горских евреев, - ведь ему есть что рассказать о жизни синагоги на улице Архипова.
Третий руководитель общины горских евреев Ариф Рагимов участвовал в работе съезда еврейских общин России, сместившего Адольфа Шаевича, и рассказал на специальном заседании секции о сложившейся ситуации. По его словам, община держится на плаву только благодаря его финансовой поддержке. Ведь она не только не получает помощи от раввинов, но еще и платит за аренду маленького помещения в синагоге!
Община бухарских евреев в шестой раз меняет место, теперь она молится в зале библиотеки. Поменялось очередное руководство общины. Несколько лет ожидания нового обещанного раввинами помещения закончилось ничем.
Община грузинских евреев, когда-то самая многочисленная, теперь тает прямо на глазах. Люди собираются на втором этаже в маленьком помещении, как у горских и бухарских евреев, не приспособленном для молитв. Но, несмотря на неудобства, их миньяны самые постоянные: ведь грузинских евреев отличает высокая степень религиозности. После смерти хахама (мудреца) Иосифа члены общины пригласили раввина Авраама Элашвили. Он выходец из религиозной семьи, его дядя Рафаэль Элашвили является уважаемым раввином в Израиле. Хахам Авраам не вмешивается в политические интриги синагоги, но даже он и его община терпят гонения.
Будучи делегатом съезда еврейских общин России, наряду с Арифом Рагимовым и Ильей Худайдатовым (община бухарских евреев), он активно обсуждал проблемы руководства российским еврейством, выступив с резкой критикой раввината. В прошлом году подобные вопросы задавал на IV съезде КЕРООР Ариф Рагимов, но ответа ни на один из них не получил.
Неумение организовать работу, неуважение к людям, запреты на передвижение внутри синагоги работников, не имеющих спецдопуска, вызывают у горстки скромных старожилов синагоги возмущение, и только боязнь потерять работу заставляет их молчать. Лишь смельчаки комментируют, что синагога из молитвенного дома превратилась в деловой офис.
Московская хоральная синагога с каждым днем теряет своих прихожан.
К счастью, в Москве есть куда пойти: в синагогу на Большой Бронной (раввин Ицхак Коган), в Отрадном (раввин Давид Карпов), в Марьиной Роще, к главному раввину России Берл Лазару. Синагога в Марьиной Роще, скорее всего, станет ядром еврейской жизни. Это произойдет осенью, когда будет открыт самый большой в Европе и единственный в России общинный центр.