На вопрос, может ли Церковь согласно доктрине признать ту или иную форму государственного устройства наиболее соответствующей ее принципам и учению, митрополит Кирилл дал довольно неожиданный ответ.
Он подчеркнул, что на первый взгляд Церковь пребывает над всеми этими государственными устроениями. Ее должен заботить в первую очередь духовный строй жизни. Церковь обращена только к единственной цели - человеческому спасению. Казалось бы, форма государственного устройства здесь не имеет существенного значения. Однако тщательное изучение Священного Писания и святоотеческих творений, по словам владыки, привело возглавляемую им группу к пересмотру этой точки зрения. Владыка считает, что в Священном Писании совершенно очевидно выражено, что наивысшим с религиозной точки зрения государственным строем является теократия. В древности теократической формой власти было правление судей в Израиле.
Судей нельзя даже назвать собственно правителями. Скорее они были вождями, которые управляли своим народом от имени Божия. Большинство судей одновременно были и пророками, особо духовно просвещенными людьми. Их задача заключалась в том, чтобы Божью правду в отношении мира и человека передавать конкретно израильскому обществу. Именно такая форма является с религиозной точки зрения наивысшей. Однако она, по мнению владыки, требует соответствующего нравственного состояния общества.
Если сравнивать монархию и судейство, то судейство, конечно же, религиозно более возвышенно. Но судейство не могло существовать в таких нравственных и духовных условиях, которые не воспринимали сам принцип теократии судейства. Произошел нравственный упадок еврейского народа, и в результате появилась монархия. Но она также является богоучрежденной формой правления. Если сравнивать монархию с республикой, то республика в религиозном смысле - еще более низкая ступень государственного устройства. Потому что в Священном Писании о республике вообще ничего не говорится. Это - целиком и полностью человеческое изобретение.
Из всего этого владыка делает вывод, что всякие формы и методы управления государством прямо обусловливаются нравственным состоянием общества. Если в нынешних нравственных общественных условиях начать искусственно создавать монархию, то тем самым будет создана карикатура и скомпрометирована сама идея. Поэтому в доктрине нет призыва к реставрации монархии или судейства.
Митрополит Кирилл также отметил, что в разработанной доктрине подробно прописаны механизмы взаимоотношений Церкви с различными ветвями государственной власти. В ней оговаривается, что иерархический уровень тех или иных представителей Церкви должен соответствовать статусу государственных учреждений и служащих, с которыми они поддерживают контак ты.