ПО ДЕЛУ диакона Евгения Морозова 29 марта 2000 г. за # 130кс депутат Госдумы Сергей Ковалев - член Московской хельсинской группы - направил в Верховный суд РФ представление в порядке надзора (25 ноября 1999 г. при кассационном рассмотрении первоначального приговора о трех годах лишения свободы. Кировский облсуд был вынужден освободить Евгения Морозова из под стражи ввиду многочисленных протестов прессы и международной общественности. С учетом внешних изменений Евгений Морозов был осужден за "ношение рясы" к двум годам условно. После освобождения на страницах "НГР" в # 1, 2000 г. он выступил в публикации "Сидеть по-русски!").
Депутат обратил внимание Верховного суда на:
- надуманность обвинения, предъявленного Е.В. Морозову;
- существенные нарушения процессуального законодательства допущенные судом 1-й инстанции (в т.ч. нарушение права обвиняемого на защиту);
- игнорирование судом требований, содержащихся в Постановлении пленума Верховного суда РФ от 29 апреля 1996 года "О судебном приговоре" (так, в приговоре не был мотивирован отказ суда в удовлетворении ходатайств обвиняемого о вызове дополнительных свидетелей, что является также нарушением ст. 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод);
- необоснованность перевода гражданско-правовых отношений в сферу уголовной ответственности;
- необходимость отменить приговор и определение кассационной инстанции и прекратить уголовное преследование в отношении Е.В. Морозова.
К настоящему прилагалось юридическое заключение адвокатов Людмилы Люльковой и Натальи Леонтвель о незаконности судебных решений по делу Е.В. Морозова, а также дополнительные материалы.
12.04.2000 г. за # 10-у99-532 заместитель председателя Верховного суда А.Е. Меркушов принял решение об истребовании дела из Лебяжского суда Кировской области для проверки в порядке надзора.
Результатом проверки стало решение от 09.06.2000 г. # 10-Д00-15к, подписанное заместителем председателя Верховного суда В.П. Вериным, о том, что "вина доказана", "действия квалифицированы правильно", "нарушения норм уголовно-процессуального закона по делу не допущено".
Таким образом, Верховный суд РФ установил, что судебное рассмотрение в отсутствие потерпевших, свидетелей, защиты, самого обвиняемого - нарушениями не являются. В ближайшее время Евгений Морозов намерен выяснить, такого же ли мнения придерживаются в Страсбурге?
Юристы Московской Хельсинкской группы, а также Независимого экспертно-правового совета готовы произвести детальную экспертизу на основании документов и подготовить иск в Европейский суд.