РОЖЕ ГАРОДИ среди выдающихся исламских интеллектуалов ХХ века занимает особое место. Дело даже не в том, что до принятия ислама Гароди был вторым лицом в Коммунистической партии Франции, хотя и этот факт сам по себе не имеет аналогов. Наиболее важным в истории Роже Гароди является то, что он прошел путь от атеиста-марксиста в начале до позиций, сближающих его с прогрессивным католицизмом, а затем принял ислам. Гароди на примере своей жизни раскрыл религиозную природу любого революционного движения. Это хорошо знали и понимали в эпоху "крестьянских войн" в Европе, однако в ХХ веке это понимание, несмотря на работы ряда философов, вскрывающих эту связь (Бердяев, Агурский), было в известной степени утрачено.
Справедливости ради надо заметить, что не только Роже Гароди, но и другие известные деятели, связанные с революционными движениями в Европе, впоследствии находили себя в исламе. Среди них Клаудио Мутти, лидер итальянских неофашистов, британец Якуб Заки (до принятия ислама Джеймс О"Лири), лондонский интеллектуал, тесно связанный с фашистскими элитами Великобритании и Италии, Али Шульц, выдающийся швейцарский профсоюзный деятель лево-маоистской ориентации, наконец, широко известный в России французский океанограф Жак Ив Кусто - подобных примеров можно набрать несколько десятков.
Тем не менее известие о принятии ислама Роже Гароди, ближайшим соратником Мориса Тореза, члена политбюро КПФ, ведущего коммунистического идеолога Европы, стало одной из главных сенсаций 1982 г.
Роже Гароди родился 17 июля 1913 г. в Марселе в семье рабочих. Маленький Роже с детства выделялся способностями к наукам, и его отдали учиться в привилегированный лицей Генриха IV, что было далеко не свойственно пролетарским семьям в ту пору. Гароди учился за казенный счет и даже получал небольшую стипендию, благодаря своим блестящим способностям он считался лучшим учеником и гордостью лицея.
Закончив лицей, Гароди поступил в университет, в 1936 г. защитил диссертацию по философии и был принят преподавателем в лицей Альби. Примечательно, что пост, который занял Роже Гароди, ранее занимал другой, не менее известный революционер Жан Жорес.
Еще в университете Роже Гароди, будучи выходцем из атеистической семьи, сблизился с кругами христианско-ориентированного студенчества и быстро стал в этой среде заводилой. Однако вскоре он отошел от протестантской молодежи и в 1933 г. вступил в Компартию Франции.
Встреча с Морисом Торезом в 1937-м стала определяющей для его дальнейшей судьбы. После знакомства с Торезом Гароди быстро становится заметным партийным активистом в Тарне. Но и здесь он не может удержаться в ортодоксальных рамках и развивает идею многопланового диалога между коммунистами и католиками.
Надо пояснить, что в конце 30-х годов Католическая Церковь далеко не однозначно относилась к рабочим социалистическим движениям. Кроме того, в этом сказалось также непростое отношение Гароди к фашизму, который он в ту пору рассматривал как ответвление единой революционной традиции ХХ века. Он полагал, что Католическая Церковь способна выступить посредником, могущим примирить две ветви глобального сопротивления, до того находящиеся в тотальной и непримиримой конфронтации, а пассионарным католическим низам проще принять революционные традиции национал-социализма, нежели коммунизма.
Однако его новаторство не нашло поддержки и было подвергнуто жесткой критике, что в результате создало ему серьезные проблемы в партии. Уже тогда он впервые стоял на грани исключения.
Дальнейшего развития его полемика с коммунистами-консерваторами не получила, так как в 1939 г. его мобилизуют в армию. Гароди мужественно сражался с немцами, участвовал в ожесточенных боях на Сомме, но французская армия терпит поражение, и Гароди, демобилизовавшись, возвращается к преподавательской и политической деятельности.
Однако ему не удается вернуться к мирной жизни надолго. 14 сентября 1940 г. его арестовывают и вместе с тремя сотнями других коммунистов этапируют в Алжир в концентрационный лагерь Босюэй. Он был в первой группе репрессированных французов, в ту пору их еще не отправляли в Германию, и Гароди попал в ад Северной Сахары.
В концлагере он стал одним из организаторов подполья, протестовавшего против нечеловеческих условий содержания. Гароди с группой соратников поднял общелагерное восстание. Это была отчаянная попытка изменить хоть что-нибудь, поскольку побег в Сахару был верной смертью. Восстание было подавлено, а Гароди вместе со всеми организаторами бунта был приговорен к расстрелу, но приговор не был приведен в исполнение. Причины такого гуманизма сейчас трудно понять, вот что об этом говорит сам Гароди в одном из своих интервью: "Нас пощадили, так как те, кто нас охранял, были мусульманами с юга. У них не было никаких причин нас любить, но для них это был вопрос чести: когда человек с оружием не стреляет в безоружного".
Гароди отсидел в лагере Босюэй 33 месяца и освободился лишь в 1943 г. После заключения он не сразу вернулся во Францию, а больше года занимался политической и идеологической работой в Алжире.
Гароди тесно сотрудничал с Андре Марти, который в те годы издавал официальный печатный орган Алжирской компартии "Либерте". Именно в этот период Гароди выковывает свою репутацию идеолога # 1 в коммунистическом движении тогдашней Европы.
Он вернулся во Францию в октябре 1944-го как харизматическая фигура, овеянная славой страстного непримиримого борца с немецким фашизмом. Он избирается во французский парламент как депутат от Тарна и целиком переходит на партийную работу. И в этот же период становится кандидатом в члены ЦК Коммунистической партии Франции.
В 1947-м Гароди публикует серию статей, разоблачающих деятельность правительства Виши и агентуры гестапо, которая состояла преимущественно из парижских уголовников, не была целиком ликвидирована, а напротив, неплохо прижилась в послевоенной Франции. Эта деятельность Гароди встретила яростное сопротивление со стороны французских силовиков, среди которых было множество тайных коллаборационистов, покровительствовавших старой немецкой агентуре. Гароди переживает целый шквал нападок, в марте 1949-го его даже лишают депутатской неприкосновенности. Но его старания не проходят даром: мало-помалу во Франции начинается процесс очищения общества от лиц, сотрудничавших с гитлеровским режимом.
В том же 1949-м он пишет свою знаменитую статью "Церковь, коммунисты и христиане" в которой содержится яростная атака на Церковь.
В 1952 г. Гароди уезжает в Москву в качестве собственного корреспондента официальной газеты французских коммунистов "Юманите". В Москве он работает над докторской диссертацией. Его принял Сталин и даже обедал с ним, однако сам Гароди вспоминает: "┘вот какая смешная штука, я часто виделся с ним и при этом ни разу не говорил о политике".
Вернувшись во Францию, он защищает докторскую степень в Сорбонне и в 1954-м вновь приезжает в СССР, чтобы стать доктором философии советской Академии наук. В 1956-м его переизбирают в парламент депутатом от Парижа. Во Франции, которая отнюдь не была коммунистической державой, избрание коммуниста парижским депутатом в парламент говорит об абсолютном доверии общества.
Гароди приближается к вершине своей партийной карьеры. Он вице-президент Национальной ассамблеи, кандидат в члены политбюро КПФ, а с 1961 г. - полный член политбюро. Ему поручают руководство основным французским теоретическим журналом "Койе дю Коммунизм", он главный редактор огромного проекта - перевода работ Ленина на французский язык.
В партии мало-помалу начинают побеждать социал-демократические настроения. Обуржуазившиеся французские коммунисты все чаще начинают говорить о возможности встраивания в капиталистическую элиту Франции.
Советский Союз в период пребывания Никиты Хрущева на посту генерального секретаря КПСС берет курс на диалог и сосуществование с мировой буржуазией, этот процесс еще больше усугубляется при Леониде Брежневе. Левые радикалы типа Роже Гароди оказываются в меньшинстве. Тем не менее его разрыв с Компартией стал полной неожиданностью для всех. В мае 1968 г. прямо на заседании политбюро Гароди обрушился с резкой критикой на тогдашнего главу Французской компартии Жоржа Марше за недооценку им студенческого движения. Советское вторжение в Чехословакию заставило его войти в открытую, очень жесткую оппозицию с коммунистическим руководством и Франции и СССР.
Гароди испытал целый шквал самой нелицеприятной критики в свой адрес. Публичные нападки на него открыли так называемое дело Гароди, которое завершилось 6 февраля 1970 г., когда на трибуну XIX съезда КПФ в холодном враждебном молчании тысяч делегатов съезда в последний раз поднялся Роже Гароди - ровесник современной истории коммунистического движения Франции. На съезде политическая позиция Гароди была признана несовместимой с членством в КПФ, и 30 апреля 1970 г. он был исключен из рядов Компартии Франции, в которой состоял 37 лет. Этот беспримерный случай вызвал бурную реакцию во всем мире. В СССР на одном из пленумов ЦК КПСС Леонид Брежнев посвятил целый доклад "ренегату Гароди" (ударение на втором слоге).
С 1970 по 1974 г. Гароди продолжает политическую деятельность, издавая ежемесячник центра коммунистических инициатив "Аксьен". Вскоре Гароди начинает поддерживать сотрудничество с католическими кругами прогрессистского и даже левацкого толка. В зону его интереса входят такие католические лидеры, как аббат Пьер или идеолог "теологии освобождения" Леонард Коф. Но вскоре, убедившись во вторичности и отчасти маргинальности последних, он прекращает с ними контакты и в 1982 г. принимает ислам.
Став мусульманином, Гароди поддерживает тесные отношения с ливийским лидером Муамаром Каддафи и с тогдашним главой Судана доктором Тураби. Он принимает самое активное участие в работе Хартумской исламской конференции, входит в ее оргкомитет и в содружестве с известным российским исламским политиком и философом Гейдаром Джемалем инициирует создание Исламского комитета, международной интернациональной организации, лоббирующей на местах интересы исламского цивилизационного проекта.
В 1995 г. он публикует в журнале "Старый Крот" большую ревизионистскую статью "Основные мифы израильской политики". В ней он подвергает сомнению факт Холокоста - тотального уничтожения евреев в годы Второй мировой войны. "Я уважаю иудаизм, <...> но нацистский Холокост - это миф, ставший догмой, которая оправдывает политику Израиля и США на Ближнем Востоке и во всем мире┘" - писал Гароди.
Это политико-историческое исследование вызвало у европейского и американского истеблишмента почти патологический припадок гнева. 84-летнего Гароди привлекли к суду, так как по законам ряда европейских стран публичное сомнение в факте геноцида евреев считается уголовным преступлением. Гароди неоднократно повторял, что, если ему укажут, в чем он ошибается, и докажут, что это действительно ошибка, он публично дезавуирует свое исследование, но в предсудебный период ему не была даже предоставлена возможность в печатной форме ответить своим критикам, хотя французские законы гарантируют такое право.
В результате Гароди приговорили к штрафу в 120 тыс. франков (20 тыс. долл. США). В 1998 г. он принимает участие в международном проекте "Зимний университет", организованном мусульманской общиной ЮАР. В рамках проекта несколькими десятками ведущих исламских интеллектуалов мира в кейптаунском университете перед аудиторией исламской молодежи прочитан обширный курс лекций по теме "Исламский проект, интеллектуальные перспективы третьего тысячелетия".
Жизнь Роже Гароди отражает всю эволюцию революционных идей ХХ века. Будучи сторонником противостояния молоху мировой системы и отчетливо понимая метафизическую суть и религиозный смысл этого противостояния, он не развешивал ярлыков, определяющих одних в фашисты, других в большевики. Ровесник современной мировой революции, он вместе с ней принимал все ее лики. Всю жизнь Гароди посвятил борьбе с глобализмом, являющимся конечным выражением языческого мироустройства, и логика этой борьбы неумолимо привела его к исламу.