ДВОЕВЛАСТИЕ и даже иногда многовластие приводили человечество всегда к распрям, войнам, расколам. Очередной такой раскол произошел в республике Башкирия. В начале июня 2000 года опубликовано заявление Совета муфтиев России (СМР) "О нарушении прав мусульман рядом государственных структур в Республике Башкирия". Духовное управление мусульман (ДУМ) Башкирии обратилось в СМР с просьбой оказать поддержку мусульманам, проживающим в этой республике. ДУМ Башкирии было создано в 1992 году в соответствии со всеми законодательными нормами республики и РФ. Его главой стал Нурмухамет Нигматуллин, являющийся сейчас также и сопредседателем СМР. Параллельно в республике действует и Центральное духовное управление мусульман, которое возглавляет Талгат Таджуддин. В условиях прозрачности российского законодательства с 1991 года Таджуддин распахнул двери для иностранных псевдоисламских радикальных организаций, вкладывавших огромные деньги в реализацию своих планов на территории, которой заведовал Таджуддин. В заявлении сказано, что именно после подписания договора на 1,5 миллиона долларов с саудовцами в России в целом и на Северном Кавказе в частности "появились экстремисты, которые сегодня дискредитируют ислам и дают почву для исламофобии". После того как саудовцы достаточно прочно закрепились на территориях ЦДУМ, они перестали финансировать проекты управления. Сейчас Талгат Таджуддин гневно клеймит тех, кому когда-то зажег зеленый свет, пытается обвинить всех, кто не хочет лично ему угождать.
- Таджуддин считает себя единым руководителем всех Духовных Управлений, - говорит Нурмухамет Нигматуллин, - называет себя главным муфтием России, стран СНГ и стран Прибалтики. Страны СНГ не входят в ЦДУМ, страны Прибалтики подавно. ЦДУМ не оправдывает своего названия. Все крупные мусульманские организации республик Татарстана, Башкортостана, а также Сибири, Поволжья, Европейской части РФ отказали Таджуддину в поддержке из-за его антимусульманских действий, поэтому сейчас получилось много региональных управлений. Раскол нужен только для того, чтобы ослабить мусульманскую диаспору. Находиться под властью амбициозного человека, нарушающего каноны ислама, мы не хотим.
В этих условиях Таджуддин встал на путь раскола уммы и вместо того, чтобы войти в Совет муфтиев России, стал распространять в органы власти откровенную ложь и клевету о Совете и его членах, обвиняя их в якобы политической нелояльности и "экстремизме". Лишившись поддержки среди мусульман, Таджуддин начал "лицемерно использовать контакты с РПЦ" в своих личных корыстных целях, изображая из себя друга Церкви. При этом все остальные становились автоматически врагами христианства.
5 июня 2000 года госсекретарь республики г-н Адигамов вызвал в аппарат президента РБ муфтия РБ Нурмухамета Нигматуллина и предложил ему выйти из общенационального Совета муфтиев России и перейти в "раскольничью" с точки зрения СМР группу Таджуддина. В случае отказа госсекретарь обещал, что "даст приказ всем местным органам власти и башкирским СМИ опорочить ДУМ РБ и вынудить местные общины к уходу в раскол к Таджуддину". На просьбу верующих встретиться с президентом РБ Муртазой Рахимовым госсекретарь ответил, что такой встречи он не допустит. При этом президент Башкирии Муртаза Рахимов не дал до сих пор ни какой оценки этим событиям.
- Официальной позиции президента мы не слышали, - сказал Нигматуллин. - Но мы предполагаем, что президент все знает, раз его госсекретарь так резко заявляет, и Таджуддин действует с негласного согласия Рахимова.
Президент России также официально не высказывал своей позиции. Скорее всего, как отметил муфтий Башкирии, был звонок Владимира Путина Муртазе Рахимову, так как сейчас Нигматуллина стали приглашать на встречи и переговоры. Как нам стало известно, на прошлой неделе под давлением из центра Рахимов все-таки согласился встречаться с Нигматуллиным, оставаясь под влиянием Таджуддина. Важность подобных переговоров для мирного урегулирования вопроса очевидна.
Таджуддин имеет хорошую политическую и экономическую поддержку и со стороны ФСБ, и со стороны "ЛУКОЙЛа", как заметил муфтий Башкирии. Все полученные деньги Таджуддин отправлял на счет в зарубежные банки. Часть он потом использовал для дачи взяток руководителям различных мусульманских организаций. Для достижения своей цели - стать муфтием России и стран СНГ - он использует все возможные методы: и подкуп, и физические угрозы.
В республике сложилась очень напряженная ситуация. Конфликт не ослабевает еще и потому, что в нем очень сильна национальная компонента. В Башкирии больше татар, нежели самих башкир. Являясь татарином, Таджуддин распространяет информацию о якобы готовящемся захвате ЦДУМ башкирами, об ущемлении прав татар на территории республики. Из-за действий Таджуддина страдают не только мусульмане, но и православные, и буддисты, и евреи. Все традиционные для Башкирии религии не получают должного финансирования из-за Талгата Таджуддина. Не получает подпитки Русская Православная Церковь, до сих пор в республике нет не одной синагоги (это единственный регион России, где нет синагоги), не поддерживается буддийская сангха.
- Все четыре конфессии страдают из-за Таджуддина и соглашательской политики Рахимова, - говорит Нурмухамет Нигматуллин. - Мы стоим на позиции того человека, который будет отстаивать позицию всех четырех конфессий.
Сейчас мы хотим на примере Республики Башкирия объединить все силы во имя мира, согласия, национального единства не только в республике, но и в России и во всем мире. Мы выступаем за межконфессиональный союз, за проведение межконфессиональной конференции на российском уровне с привлечением президента России, Патриарха всея Руси, глав других конфессий. Мы против войны, убийства, расколов. Никто не сможет уже тогда снова нас расколоть.
На протяжении всей истории человечества были люди, жаждущие единоличной власти. Ни к чему хорошему это не приводило. Таких людей нельзя убедить в том, что они не правы, они никогда добровольно не отказывались от своих идей и власти. Решить этот вопрос можно только честными выборами.