CПУСТЯ три месяца после окончания работы Конгресса православной прессы студенты Православного университета по поручению оргкомитета конгресса подготовили проект приложения к уставу Союза православных журналистов, решение о создании которого было принято на конгрессе. Посвящен этот проект проблемам этики. Опубликован он был в # 9-10 православного обозрения "Радонеж" за этот год.
Правила профессиональной этики православного журналиста
1. Православный журналист основывает свою профессиональную деятельность на Священном Писании, соблюдает канонические правила, вероучительные догматы, богословские традиции Русской Православной Церкви. Он должен помнить слова Спасителя: "Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься" (Мф.12,36-37).
2. Православный журналист распространяет и комментирует только ту информацию, которая либо не вызывает сомнения, либо имеет надежный источник. Он прилагает все силы к тому, чтобы избежать нанесение ущерба кому бы то ни было неполнотой или неточностью информации, а также намеренным сокрытием общественно значимых фактов.
3. Православный журналист обязан в своих сообщениях проводить различие между фактами и тем, что составляет мнения, версии или предположения.
4. Православный журналист не прибегает к недостойным способам получения информации.
5. Православный журналист рассматривает как тяжкие профессиональные преступления:
а) плагиат,
б) злонамеренное искажение фактов,
в) клевету,
г) получение платы за распространение ложной или сокрытие истинной информации.
6. Православный журналист не должен принимать ни прямо, ни косвенно никаких вознаграждений или гонораров от третьих лиц за публикации.
7. Православный журналист, убедившись в том, что он опубликовал ложный или искаженный материал, обязан исправить ошибку; при необходимости он должен принести извинения через свой орган печати.
8. Православный журналист сохраняет профессиональную тайну в отношении источника информации; он обязан уважать просьбу интервьюируемых им лиц не разглашать их высказывания и публиковать интервью только с их письменного согласия.
9. Православный журналист в своей профессиональной деятельности противодействует политическому экстремизму и ограничению гражданских прав по любым признакам: пола, расы, языка, религии, политических и иных взглядов, социального и национального происхождения.
10. Православный журналист стремится видеть в каждом человеке образ и подобие Божие (Быт. 1,26); он не позволяет себе пренебрежительных намеков в отношении расы, национальности, религии, социального происхождения или болезни человека; он обязан исключить из употребления оскорбительные выражения и сквернословие.
11. Православный журналист придерживается принципа, что любой человек является невиновным до тех пор, пока судом не будет доказана его вина.
12. Православный журналист не вмешивается без разрешения в частную жизнь человека, особенно если речь идет о людях, помещенных в медицинское учреждение или дома призрения.
13. Православных журналист не может пропагандировать, рекламировать или одобрять продукцию, призывающую к жестокости, блуду, непотребству, терроризму, идолопоклонству, ворожбе.
14. Православный журналист не должен позволять себе еретических суждений и способствовать своими высказываниями церковному расколу.
15. Православный журналист должен противодействовать кощунству, святотатству, иконоборчеству, досаждениям священнослужителям.
16. Православный журналист уважает авторские права; используя работу своего коллеги, он ссылается на имя автора.
Наверное, любой журналист, считающий себя православным христианином, согласится практически со всеми пунктами этого документа. Хотя вопросы к его авторам остаются.
Не совсем понятно, что авторы проекта подразумевают под "досаждениями священнослужителям". Если здесь имеется в виду какая бы то ни было критика священнослужителей, то возникает вопрос, как же быть, если священник действительно заслуживает такой критики и по светским нравственным нормам, и тем более по православным канонам, подвергая духовной опасности свою паству и вызывая вполне справедливое осуждение со стороны общества.
Просто обойти его молчанием? Но тогда это будет явным противоречием 2-му пункту проекта, согласно которому православный журналист "прилагает все силы к тому, чтобы избежать нанесения ущерба кому бы то ни было неполнотой или неточностью информации, а также намеренным сокрытием общественно значимой информации". Документ, к сожалению, не дает разрешения этому противоречию.
Надо заметить, что в среде "православной прессы" принципы, изложенные в проекте, частенько нарушаются.
Зачастую в СМИ, дерзающих выступать от имени всей Церкви, публикуются клеветнические и лживые обвинения против священноначалия (в том числе и тех видных деятелей Церкви, которые уже почили в Боге), бездоказательно и огульно обвиняются в ереси и измене Церкви православные христиане, без предоставления им права публично оправдаться. Якобы "стоящие в церковной правде" некоторые "православные СМИ" зачастую лоббируют (в том числе и не бесплатно) интересы коммерческих и политических структур, эксплуатирующих обскурантистские идеи лишь для того, чтобы получить определенные преимущества в бизнесе или закулисных политических интригах.
Но сам факт обсуждения "Правил профессиональной этики православного журналиста" может послужить началом для откровенного разговора о том, во что превратилась "православная пресса".
Мы готовы развернуть на страницах "НГР" широкую полемику по поводу публикуемого документа.