Центральным событием дней памяти выдающегося русского писателя Ивана Сергеевича Шмелева (1873-1950 гг.) стала торжественная церемония захоронения праха писателя и его жены Ольги Александровны 30 мая в некрополе Донского монастыря. Она началась при большом стечении народа в 11 часов в Большом соборе, где панихиду служил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Литургию возглавил митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, которому сослужил управляющий русскими приходами Константинопольского Патриархата архиепископ Евкарпийский Сергий. Затем у стен собора состоялся траурный митинг, на котором выступили с речами святейший Патриарх Алексий, министр культуры Михаил Швыдкой, президент Российского фонда культуры Никита Михалков и президент Фонда содействия кадетским корпусам Борис Йордан. Затем прах писателя и его жены был торжественно предан земле в семейном захоронении Шмелевых некрополя Донского монастыря.
Были возложены венки от Российского фонда культуры, Союза писателей России, группы "Спутник", дирекции президентских программ РФК и других организаций и частных лиц. В церемонии принимал участие внучатый племянник и крестник Шмелева Ив Жантийом-Кутырин, выполнивший духовное завещание своего дяди и передавший Российскому фонду культуры уникальный архив писателя. Затем состоялась поминальная трапеза в братском корпусе Донского монастыря. На церемонии присутствовали православные священнослужители разных юрисдикций. Дни памяти Ивана Шмелева широко освещались телевидением, радио и прессой.
Не менее торжественно прошло прощание с прахом и на русском кладбище Сент-Женевьев де Буа. Маленькая церковь была полна людей, для которых Шмелев не только замечательный писатель, но и хороший знакомый, или друг родителей, или участник живо волновавших не очень давних событий. Поэтому атмосфера домашности проникала и речи, и разговоры собравшихся. Однако о высоте момента, о его историческом значении не забывал никто.
Ольга Тимофеева
Мы попросили рассказать о перенесении праха великого русского писателя епископа Корсунского Иннокентия.
- То, что произошло сегодня, будет иметь огромное историческое значение. Значение с точки зрения духовно-патриотического воспитания нашего народа. Почему? Потому что Иван Сергевич Шмелев не только замечательный русский писатель, но и человек глубочайшей православной веры, человек, тонко чувствовавший наши духовные традиции, жизнь народа, его душу. Сам факт, что Ивана Шмелева благословил и предрек ему известность старец Варнава Гефсиманский, говорит о том, что это избранник Божий, который выполняет некую духовно-историческую миссию. Через 50 лет после его кончины, когда Россия стоит на перепутье, прах Шмелева возвращается в Москву, в первопрестольный град, чтобы мы вспомнили о нем, а некоторые узнали, насколько глубок был этот писатель, как замечательно он показал жизнь народа православного по своему духу, который сейчас только начинает вспоминать свои первоначальные черты. Не случайно, что и сам Святейший Патриарх уделяет этому особое внимание и многие представители наших государственных структур делают все возможное, чтобы этот замысел Иван Сергеевича исполнился. Дело ведь не только в том, чтобы перенести прах ( многие желают быть погребенными на родине), важно, в какое время это происходит. Сильно ощущение, что Шмелев исполняет возложенную на него миссию даже после кончины. Возвращаясь в Россию, он как бы предлагает народу осмыслить все то, что мы потеряли, к чему призваны вернуться.
И есть еще одна сторона у этого исторического события. По разным причинам люди оказываются не в пределах нашего земного отечества. Нельзя никого осуждать. Многие вынуждены были уехать, и сейчас многие уезжают, но, по крайней мере, у тех, кто приходит в церковь, любовь к родине и тоска по родине сохраняются. Не в их воле и не в их власти изменить судьбу, но они чувствуют, что именно в церкви они обретают то, чего им недостает на чужбине. В непривычной обстановке очень важно найти духовное утешение, общаться с людьми близкими по духу, языку и культуре. Русские церковные люди канонически разъединены, это, конечно, печальный факт, но его нельзя сиюминутно изменить. Хотелось бы, будем молить Бога, чтобы это произошло. И панихида по Шмелеву, где присутствовали архиепископ Евкарпийский Сергий Константинопольского патриархата и я как представитель Русской Православной Церкви, знаменует то, что есть братское общение, есть духовное родство на почве православной веры. И в этом смысле сегодняшнее событие благодатное, поскольку помогает непростому процессу сближения Церквей.
Важно, что любая Церковь собирает людей; многие неверующие, попадая сюда, пробуждаются для веры. То единение, которое происходит здесь, в церкви, должно в конце концов произойти и в самой России. Нам не хватает ощущения своих истоков, своих традиций, поэтому такое событие, как исполнение воли Ивана Сергеевича Шмелева помогает еще лучше осознать необходимость возрождения самих основ нашей жизни.