Российской Академии Государственной службы при президенте РФ (РАГС) с 23 по 26 мая состоялся семинар-совещание "От политики государственного атеизма к свободе совести". Помимо многочисленных российских участников на семинар прибыли представители Совета Европы и ОБСЕ. Член Международной Академии свободы совести и убеждений Кол Дурэм (США) зачитал приветствие участникам совещания от ЮНЕСКО.
В рамках семинара прошли "круглые столы" на темы "Проблемы обеспечения прав человека на свободу совести в России", "Деятельность органов юстиции по реализации закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и "Опыт и проблемы взаимодействия органов государственной власти и религиозных объединений".
В дискуссиях обозначили существующие проблемы государственно-церковной политики. Основная из них - непрописанность в законе "О свободе совести" роли органов местного самоуправления. Как правило, в городских мэриях практически нет информации о существующих религиозных организациях. Нет и никаких нормативных актов, регламентирующих деятельность служащих в области взаимосвязи с данными организациями.
Отмечено, что и религиозные организации также оказались слабы в знании законодательства, за исключением, пожалуй, протестантов. Проблема не только в правовой неграмотности, но и в методологической и общекультурной неграмотности священнослужителей традиционных конфессий.
Другая проблема - в системе прокуратуры почти что нет специалистов в области религий. "Мы зачастую проигрываем представителям тех или иных конфессий", - поделился с собравшимися начальник отдела Генеральной прокуратуры РФ Виктор Горбулин. Он привел статистику об уголовных делах, возникших на религиозной почве за последние три года. Велось 78 дел, из них 11 с вынесением приговоров обвиняемым. Расследовано два ритуальных убийства.
"От вас я жду продуманных писем. Ближе прорывайтесь к правовому полю!", - с таким призывом обратился к участникам семинара представитель Генеральной прокуратуры.
Была затронута и тема миссионерства. Советник губернатора Калининградской области по связям с религиозными организациями Игорь Гуров на примере своего города пришел к выводу, что католические и протестантские миссионеры из Польши и Германии в проповедях "проводят политику в интересах своих государств".
"Обидно, когда за килограмм гречки или риса покупают наших соотечественников", - выразил свою озабоченность происходящим Игорь Гуров. Но где границы понятию "миссионер". "Если человека приглашает на работу в определенный город конкретная религиозная организация, и он там работает - это одно дело. Если его пригласили в Петербург, а он через неделю уже в Саратове, и разъезжает по стране с целью привлечения людей в свою организацию, то он уже подпадает под определение миссионер", - так ответил на данный вопрос заместитель председателя Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ Андрей Себенцов.
Снять термин "деструктивная секта" предложил член общественного Совета по связям с религиозными организациями из Челябинска, что вызвало неоднозначную реакцию среди участников семинара. Кандидат философских наук Людмила Григорьева, до недавнего времени главный специалист по делам религий Красноярского края, анализируя деятельность последователей Виссариона, напомнила, что такие аргументы, как "шарлатан", "Второй Христос" не действительны для закона. "Да, 30% живущих на Сухой горе, где с 1994 года идет строительство "Города Солнца", инвалиды. Но где доказательства, что они заболели именно в период их пребывания в Сибири на строительстве данного города? Здесь возникает большая юридическая проблема", - заявила Людмила Григорьева. Простым разгоном подобного рода неорелигиозных организаций проблема не решится. "Надо работать над общегосударственной концепцией по религиозным вопросам", - справедливо считает кандидат философских наук.
Но пока формируются новые законы, сотни людей теряют физическое и психическое здоровье, разрушаются семьи. Ярким тому примером послужило выступление Марии Чащиной, сотрудника московского Комитета по спасению молодежи от деструктивных сект. Ее сын, состоятельный бизнесмен, ушел "в секту к Виссариону". Результатом стал распад семьи, потеря двух московских квартир. От второго брака на последовательнице учения "сибирского пророка" родился ребенок с очень сильными патологиями, так как, по словам Марии Чащиной, "в секте строгие запреты на мясную, рыбную, молочную пищу даже для беременных женщин".
При обилии новых для России религиозных организаций ( на сегодняшний день их общее количество, с учетом традиционных, составляет 17 427) не утешительно прозвучала статистика, данная доцентом кафедры религиоведения РАГС Ремиром Лопаткиным. Он констатировал факт, что "при конкуренции в борьбе за паству хуже всего себя почувствовали православные и атеисты; лишившись должной поддержки государства, они оказались менее способными к миссионерской работе".
Семинар-совещание, проведенный в РАГС, позволил российским специалистам познакомиться с западным правовым опытом в сфере государственно-религиозной политики, проанализировать современное состояние отечественного законодательства в данном вопросе. Польза и необходимость подобного рода встреч самоочевидна и вселяет надежду, что и нашему государству удастся "прорваться к правовому полю".