На момент выхода этого номера "НГР" Патриарх Московский и всея Руси Алексий II впервые с официальным визитом находится в Японии. Ни разу за всю историю ни один из православных патриархов, а также ни один из предстоятелей Католической Церкви не посетил страну восходящего солнца. Одной из основных целей пребывания Патриарха Алексия II в Японии явилась интронизация избранного 6 мая на Чрезвычайном Соборе Японской Автономной Православной Церкви (ЯАПЦ) нового Архиепископа Токийского, Митрополита всея Японии. Им стал епископ Киотоский Даниил. Интронизация прошла 14 мая в Воскресенском кафедральном соборе Токио. Омрачила это радостное событие смерть (10 мая) епископа Иокагамского Петра.
17 мая Патриарх Алексий II должен встретиться с императором Акихито - одним из высших синтоистских иерархов. Следуя традиционной религии японцев "синто" прародительницей императорского рода является богиня Солнца - Аматерасу.
Но не только посещение далеких островов и встреча с императором Акихито во время поездки Патриарха было обозначено словом "впервые". По дороге в Японию он остановился во Владивостоке. Это был первый визит предстоятеля Русской Православной Церкви (РПЦ) в Приморский край за всю историю России.
Освоение и христианизация территории Дальнего Востока в истории нашего государства всегда играли важнейшую геополитическую роль. Остается она актуальной и по сей день. Незадолго до приезда Патриарха Алексия II во Владивостоке прошла первая международная научная конференция "Христианство на Дальнем Востоке". В юбилейном 2000-м году, проходящем для РПЦ под особым знаком миссионерской деятельности, данная конференция явилась попыткой впервые комплексно обсудить историю, проблемы и перспективы развития христианства на востоке Азиатского континента. В ней приняли участие ученые из США, Южной Кореи, Австралии; преподаватели, научные работники и религиозные деятели из Москвы, Санкт-Петербурга, Южно-Сахалинска, Якутска, Уссурийска и других городов.
История христианства на дальневосточных землях насчитывает примерно 1300 лет. Впервые оно появилось здесь в эпоху государства Бохай (698-926 гг.) в форме несторианства. Православие пришло на берега Тихого океана в ХVII в. с русскими землепроходцами. Со второй половины XIX в., после окончательного вхождения Приамурья в состав России, здесь стали развиваться все христианские конфессии, действующие в государстве.
Образ "христианского царства" на крайнем Востоке нашел свое отражение в европейской картографии XIV-XVIII вв. в виде страны "Тендук". Данная традиция соотносила загадочную страну с представлениями о царе-священнике Иоанне, погибшем в битве с Чингисханом, и с рассказом Марко Поло о своем путешествии в Китай. На рубеже XVII-XVIII вв. земля "Тендук" была воспроизведена на сибирских картах под именем "Никанское царство". На них земли царя-священника Иоанна воспроизводятся картографом на берегу океана, между Амуром и Кореей. В 1678 г. российский дипломат Спафарий рассматривал "Никанское царство", как специфическое имя "Старого Китая", как знак особой геополитической ситуации в регионе, благоприятствующей распространению православной Руси на Дальний Восток. В его подаче завоевание Китая "богдоями" аналогично завоеванию православной Греции мусульманами - "Божья кара" за отступление от веры. Однако Спафарий утверждал, что "...помощью Божиею и царского величества счастием скорым временем в Китае будет православие греческое...". Дипломат воспроизводил русскую "восточную мечту" Московского царства, как мечту о чуде и христианском подвиге.
В 2000 г. Русская Православная Церковь отмечает 100-летие исповеднического подвига святых китайских мучеников, погибших за веру во время "боксерского восстания" в Пекине, празднует 100-летний юбилей со дня открытия Российской Духовной Миссии в Корее и готовится встретить 30-летие дарования автономии Японской Православной Церкви.
В обращении митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла к участникам конференции сказано: "В последнее десятилетие уходящего века все чаще стали говорить о кризисе традиционных "конфуцианских цивилизаций". Япония, Корея, Китай, Монголия столкнулись с тем, что Запад навязывает Востоку чуждую модель цивилизационного развития. Ценности современного западного мира, воспринимаемые на Востоке вне контекста христианства, оказывают разрушительное действие на традиционные общества. Тем не менее христианство, прежде всего католицизм и протестантизм, уже стали неотъемлемой частью этих цивилизаций. Однако единственной православной, да и вообще христианской страной на Дальнем Востоке остается Россия. Это обстоятельство возлагает на РПЦ особую ответственность".
Сможет ли Русская Православная Церковь в своем миссионерском служении воплотить многовековую духовную парадигму о христианском "Никанском царстве" на крайнем Востоке, покажет время.