В СУДЬБАХ русского старообрядчества было немало моментов, когда вставала задача выбора пути дальнейшего развития. Причем от избранного исторического маршрута часто зависело само существование староверия как независимого духовного направления. Для XX столетия подобным важнейшим решением или, точнее, настроением живых сил Старообрядческой Церкви была проповедническая, издательская и церковно-общественная работа 1905-1917 годов. Тогда была создана идейная и литературная основа соотнесения старообрядческих взглядов на Церковь и общество с реалиями нового в то время века. Во многом большое значение наработок начала столетия сохраняется доныне. Ярким тому подтверждением служит сформировавшаяся именно в вышеназванные годы практика проведения Всероссийских съездов старообрядцев, вновь востребованная сегодняшней жизнью.
Преосвященнейший Алимпий, старообрядческий Митрополит Московский и всея Руси, 30 марта текущего года подписал документ, благословляющий воссоздание всероссийских съездов. Проведение первого (или восемнадцатого, если учитывать дореволюционные) намечено на 17-20 мая 2000 года. Для его подготовки создан оргкомитет.
Ранее все основные вопросы церковной жизни решались старообрядцами на Освященных соборах. Их участниками, согласно святоотеческой традиции, являются как представители духовенства, так и миряне. Какие же причины вызвали необходимость возрождения еще одного представительского органа, выборная управленческая структура которого (Совет съездов), как планируется, должна стать постоянно действующей общественной организацией с официальным статусом? Ответом является реальное состояние современного старообрядчества. Но сначала - несколько слов о недавнем прошлом.
В первые годы "перестройки" Русская Православная Старообрядческая Церковь находилась на грани полной утраты епископского чина. Это положение было результатом репрессивно-ограничительной политики, проводившейся в отношении старообрядцев атеистической властью. Из восемнадцати епархий, существовавших еще в середине 1920-х годов, к 1985 году сохранилось лишь пять, причем реально имели епископов всего три. Не было ни монастырей, ни учебных заведений. В столь непростых условиях в 1986 году состоялось введение в первосвятительский сан архиепископа Алимпия (Гусева, 1929 г.р., с 1988 г. - Митрополит). Вскоре отношение власть имущих к верующим стало меняться. Началось церковное возрождение, оказавшееся, впрочем, делом трудным и противоречивым.
Старообрядцы, приемлющие священство белокриницкой иерархии, проживающие в границах бывшего Союза, подвели предварительные итоги двенадцати лет религиозной свободы на Освященном соборе, состоявшемся в Москве в октябре прошедшего года. Отмечен рост числа приходов, строительство силами общин новых храмов и воссоздание старых. Собор принял решение об увеличении числа епархий, теперь их десять в пределах СНГ. Прозвучал также доклад о новом гражданском уставе старообрядческой Церкви, зарегистрированном Минюстом России, согласно новому Закону "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Вместе с тем современные старообрядцы чужды благодушного "почивания на лаврах". В древлеправославии существует ряд острых проблем, от решения которых зависят дальнейшие судьбы староверия.
Как и в других сферах российской жизни, имеются финансовые трудности. При нынешнем уровне цен на коммунальные услуги Московская митрополия с большим трудом содержит возвращенные ей исторические здания Рогожского поселка. Между тем процесс этой передачи не завершен. В ближайшие годы митрополия должна вновь стать хозяином еще нескольких принадлежавших ей до 1917 года построек, затраты на ремонт и содержание которых будут весьма значительными. В связи с этим стоит задача поиска новых источников финансирования.
Всего два года, с 1996-го по 1998-й, просуществовало при митрополии Духовное училище. Его организаторы, несколько молодых старообрядцев, в силу ряда объективных и субъективных причин были вынуждены уйти с Рогожского в другие приходы. Новой инициативной группы пока не нашлось, перспективы учебного заведения старообрядческой Церкви неясны.
Крайне медленно идет возрождение старообрядческого иночества. До сих пор не существует ни одной мужской обители, а два женских монастыря имеют менее двух десятков насельниц. Желающих стать иноками и инокинями все меньше, так что среди старообрядцев, особенно молодых, стало внедряться представление об иночестве как об уделе лишь "отживших свое" стариков. Вследствие такого состояния иночества сложно с архиерейскими кадрами. Из десяти утвержденных прошедшим Собором епархий лишь пять имеют своих епископов.
Немало несовершенств в жизни приходов. И сегодня многие из них, преимущественно в провинции, не имеют постоянных священников. А в крупных общинах, считающихся благополучными, степень активности церковных служителей трудно назвать высокой. Буквально по пальцам можно пересчитать приходские школы, библиотеки, летние детские лагеря. Многое идет просто по инерции, причем заметна опасная тенденция к постепенному затуханию.
Грядущий Всероссийский съезд старообрядцев призван создать предпосылки для качественного улучшения дел по вышеназванным проблемам. Важнейшей из этих предпосылок является укрепление традиционных для древлеправославия управленческих начал общецерковной соборности. В связи с этим будет установлена периодическая отчетность Совета съездов, определен порядок замены его членов. Предполагается также разработать механизм контроля благотворителей за расходованием жертвуемых ими средств.
Насколько же успешными окажутся все эти начинания, помогут ли они выходу Русской Православной старообрядческой Церкви на более совершенный уровень бытия? Опыт современной старообрядческой жизни не позволяет дать однозначный и быстрый ответ. Ждать, впрочем, осталось недолго. Месяц май не за горами, даст Бог, доживем.